Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС https://politex.spbu.ru/ <p>Научный журнал «Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС» основан в 2005 г. Санкт-Петербургским государственным университетом. Он задумывался и развивается как специализированный научный журнал по политическим наукам.</p> ru-RU <p>Статьи журнала «Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями <a title="Лицензионный Договор" href="/about/submissions#LicenseAgreement" target="_blank" rel="noopener">Лицензионного Договора</a> с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.</p> politex@spbu.ru (Курочкин Александр Вячеславович) politex@spbu.ru (Будко Диана Анатольевна) Пн, 15 фев 2021 00:00:00 +0300 OJS 3.1.2.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Санкт-Петербургская научная школа теории публичного управления и политики https://politex.spbu.ru/article/view/10389 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В 2020 г. исполняется двадцать пять лет кафедре политического управления Санкт- Петербургского государственного университета. За время существования кафедры научная деятельность ее сотрудников и аспирантов привела к формированию Санкт-Петербургской научной школы теории публичного управления и политики. В статье описываются основные тематические и теоретические вопросы, находящиеся в поле исследовательских интересов участников школы. Отмечается ряд вызовов, с которыми сталкивается публичная политика и управление в условиях подвижности и неопределенности общественного развития. Подчеркивается роль исторических традиций изучения публичного управления в университете. Раскрываются основные идеи, концепции и понятия, разрабатываемые участниками школы: концепция координационного государства, теория управленческих и политических сетей, принцип сотрудничества, когнитивный подход к публичному управлению, теория государственной управляемости и формирование институциональных форматов цифровой государственной управляемости. Подчеркивается, что развитие исследований управления базировалось на формировании научных сетей сотрудничества и финансовой поддержки ряда национальных фондов.</p> </div> </div> </div> </div> Владимир Комаровский, Елена Морозова, Александр Соловьев Copyright (c) 2020 Владимир Комаровский, Елена Морозова, Александр Соловьев https://politex.spbu.ru/article/view/10389 Чт, 31 дек 2020 00:00:00 +0300 Социально-политические компоненты в проектировании стратегий развития умных городов как базис их устойчивого развития https://politex.spbu.ru/article/view/10349 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В данной статье рассматриваются отличительные характеристики процесса развития технологий умного города, охватившего в ходе четвертой промышленной революции все континенты планеты. Автор акцентирует внимание на рассмотрении социально-политических эффектов внедрения данных технологий, и прежде всего на новых угрозах и вызовах, которые они порождают: углублении технологического неравенства, опасности тотального информационного контроля и сужении пространства личной свободы человека, социальной разобщенности и деградации городских сообществ. Технологический прорыв оказался в явном противоречии с динамикой социального развития. Одним из возможных путей преодоления проблемы неравномерности социальной и технологической компонент представляется концепция умного города, ориентированная на устойчивое развитие, предлагающая интегральный подход к городской политике. Общий вывод, к которому приходит автор, заключается в необходимости сбалансированного учета в проектах развития умных городов всех компонент и факторов, а не только технологического и сервисного. При этом особое значение приобретают: формирование пространства равноправной социальной коммуникации, институционализация городских сообществ, а также со-общественное планирование развития городской экосистемы. Только в случае их полноценной реализации в практике городского управления можно надеяться на позитивную динамику в преодолении новых социальных и политических вызовов городскому развитию в эпоху тотальной цифровизации.</p> </div> </div> </div> </div> Александр Курочкин Copyright (c) 2020 Александр Курочкин https://politex.spbu.ru/article/view/10349 Чт, 31 дек 2020 00:00:00 +0300 Цифровая управленческая ментальность: партисипаторное управление vs. биополитика https://politex.spbu.ru/article/view/10341 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Понятие управленческой ментальности (governmentality) было впервые использова- но французским философом-постмодернистом М.Фуко в курсе лекций, прочитанных им в Колледж де Франс в 1978–1979 гг. Фуко и его комментаторы дают многозначные трактов- ки данному термину, но, пожалуй, самыми точными из них являются определения управленческой ментальности как способа рационального мышления о реализации политической власти и как искусства управления. Возникновение управленческой ментальности связано с зарождением политической экономии и предполагает использование техник биополитики, понятия, которое Фуко вводит, чтобы подчеркнуть востребованность социо- гуманитарных знаний в дисциплинировании «политического тела». Эволюция и особенности биополитики подробно рассмотрены в данной статье применительно к каждому типу управленческой ментальности. В данной статье рассматриваются три типа управленческой ментальности (либерализм, авторитаризм, неолиберализм), введенные французским мыслителем, а также предлагается рассмотреть новый ее тип, характеризующий современный этап развития общества. Здесь мы используем концепцию управленческой ментальности как методологический инструмент для анализа нового типа государственного управления. Автор отмечает, что для цифровой управленческой ментальности характерно управление с использованием цифровых платформ. В работе дается подробное описание архитектуры одной из таких платформ, а также набора алгоритмов, которые опосредуют взаимодействие населения и представителей органов власти. Цель данной статьи — выявление сущности цифровой управленческой ментальности и ее характера. Является ли складывающаяся форма государственного управления при помощи цифровых платформ демократической и партисипаторной, или все-таки это более изощренный способ управления на- селением с использованием манипулятивных, биополитических стратегий? Ответ на этот вопрос мы постарались дать в нашей статье, рассмотрев как эволюцию самого термина «управленческая ментальность», так и технологические особенности цифровых платформ с их интерпретацией на основе концепции М. Фуко.</p> </div> </div> </div> </div> Ольга Игнатьева Copyright (c) 2020 Ольга Игнатьева https://politex.spbu.ru/article/view/10341 Чт, 31 дек 2020 00:00:00 +0300 Управленческая ментальность новых цифровых сервисов обратной связи с населением: технологии мотивации поведения пользователей https://politex.spbu.ru/article/view/10338 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Статья посвящена понятию «управленческая ментальность», введенному в научный оборот М.Фуко, а также форме его реализации на сервисах обратной связи, внедряе- мых сегодня в российских регионах в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Управленческая ментальность региональных порталов выражена в структуре мотивации пользователей, наиболее сильным компонентом из которых по своему воздействию на аудиторию является конструирование образа будущего и усиление дисбаланса между настоящим и будущим. Подобный механизм искусственного разрыва временных континуумов используется и в усилении роли и значимости идентичности граждан. Кроме того, новые цифровые каналы участия активно призывают граждан к содействию и взаимодействию пользователей с органами государственной власти, т.е. к созданию или поддержанию де- кларируемых институтов взаимодействия. Наконец, технологии мотивации порталов представлены в виде спектра методов геймификации, также задействованных с целью вовлечения граждан. Описанная структура мотивации региональных порталов представлена в статье в виде «воронки мотивации». При этом само поведение пользователей определяется не столько структурой мотивации, представленной на порталах, сколько согласием на участие и доверием к коммуниканту, т.е. к акторам и институтам власти. Базовый компонент вовлеченности пользователей — согласие хотя бы с одним компонентом управленческой ментальности цифровых сервисов обратной связи. Усиление активности пользователей возможно за счет согласия с экоурбанистической тематикой сайтов, а также увеличения доверия к федеральным органам власти, при этом увеличение показателей доверия к власти может происходить благодаря доверию к «организаторам» новых сервисов — акторам, ответственным за разработку, внедрение и поддержку порталов. В статье представлена схема поведения пользователей в виде графика и эпистемической матрицы.</p> </div> </div> </div> </div> Константин Кондратенко Copyright (c) 2020 Константин Кондратенко https://politex.spbu.ru/article/view/10338 Чт, 31 дек 2020 00:00:00 +0300 Институты ООН в сфере развития цифрового сотрудничества https://politex.spbu.ru/article/view/10336 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье представлены результаты исследования современных институтов, создаваемых ООН в рамках направления деятельности по цифровому сотрудничеству. Методологической основой исследования выступил конструктивизм как один из подходов к изучению международных отношений. Создание международных институтов по цифровому развитию может быть объяснено в рамках конструктивистского подхода как проявление приоритета ценностных ориентиров и следование логике общественной пользы. Впервые в научной литературе представлен анализ таких институтов, как глобальный Форум по управлению Интернетом и Группа высокого уровня Генерального секретаря ООН по цифровому сотрудничеству. Реализация инициатив по созданию рассматриваемых международных институтов и выбору их дизайна стала возможной исключительно при поддержке правительств национальных государств. При этом созданная институциональная инфраструктура значительно повышает возможности негосударственных субъектов для участия в глобальной политике и осуществления прямого влияния на ООН. Процесс подготовки Дорожной карты ООН по цифровому сотрудничеству сопровождался созданием беспрецедентных институциональных форм, которые позволили вовлечь широкий круг участников. Особой новизной отличается алгоритм обсуждения доклада Группы высокого уровня, обеспечивший сбалансированное и диверсифицированное участие государственных и негосударственных субъектов в подготовке международных рекомендаций. Одной из особенностей рассматриваемых институтов ООН является невозможность участия в разработке международной политики цифрового развития частных лиц, не выступающих представителями организаций.</p> </div> </div> </div> </div> Анна Мария Линдерс, Николай Гришин Copyright (c) 2020 Анна Мария Линдерс, Николай Гришин https://politex.spbu.ru/article/view/10336 Чт, 31 дек 2020 00:00:00 +0300 Региональная политика идентичности: образ Санкт-Петербурга в дискурсе лидеров региона https://politex.spbu.ru/article/view/10334 <div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Статья посвящена процессам конструирования региональной идентичности. Наличие последовательной, логичной и концептуально единообразной региональной политики идентичности является основой для реализации ряда ключевых задач, необходимых для стабильного развития региона. Приведены определения таких категорий, как «идентичность», «политика идентичности», «региональная идентичность». Автор придерживается позиции социального конструктивизма, подробно останавливаясь на основных положениях данной методологии. Также в статье представлен краткий обзор эмпирических исследований по релевантной теме. Одним из популярных направлений среди отечественных ученых является анализ дискурсивных практик в контексте изучения особенностей символической политики как национального, так и регионального уровня. Анализ политической деятельности как системы коммуникации позволяет рассмотреть политику идентичности в качестве особого вида политической деятельности и, соответственно, отдельного вида политического дискурса. В практической части работы автором предпринимается попытка выявить символические основания для реконструкции образа Санкт-Петербурга и образа «мы»-сообщества с помощью дискурс-анализа публичных выступлений губернаторов региона. Автором выявлены типичные фрагменты дискурса, формирующие преемственность декларируемого образа Санкт-Петербурга и его жителей. Региональная политика идентичности в Санкт-Петербурге сталкивается со схожими для общероссийской практики про- блемами: характерны колебания между «западничеством» и «почвенничеством». С одной стороны, жителям предлагается инновационный образ будущего города, во многом ори- ентирующийся на европейские примеры («комфорт», «высокое качество жизни»), а с другой — единственной активно используемой символической базой для объединения жите- лей региона остается советская риторика Дня Победа и блокадного города.</p> </div> </div> </div> </div> Софья Калашникова Copyright (c) 2020 Софья Калашникова https://politex.spbu.ru/article/view/10334 Чт, 31 дек 2020 00:00:00 +0300