СМЕРТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Ж. ДЕРРИДА: ТЕРРОРИЗМ, СЕКРЕТ, СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Авторы

  • Георгий Бахтин Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.205

Аннотация

В статье очерчиваются основные кризисные моменты и тенденции в развитии современного национального государства. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению феномена терроризма как неизбежного продукта проекта Просвещения. Пандемия коронавируса актуализировала проблемные точки, поставив под вопрос не только сущность демократий, но и необратимость процессов глобализации. Автор предлагает проследить за логикой аргументации французского философа Ж. Деррида, который предпочитает деконструировать властный дискурс в целях поиска ответа на вопрос: как и в какой степени возможно бороться с насилием и террором, порождениями современной западной цивилизации? В статье последовательно разбираются предпосылки понимания смерти не только как секрета, уходящего корнями в античность и связанного с классической парадигмой философствования, феноменологией, хайдеггерианством и экзистенциализмом, но и в качестве экономии оплакивания умерших, которая близка психологизму и фрейдизму. Фокус пристального внимания исследователя прикован также и к изучению механизмов, на основании которых суверенитет национального государства претендует на всеобъемлющее владение моментом смерти человека, осужденного на смертную казнь. Высшая мера наказания - инструмент и средство контроля со стороны суверенитета - трактуется в качестве сердцевины теолого-политической традиции, предопределяющей ортогенез любого национального государства. Наконец, автор рассматривает концепцию «сердца другого» в качестве отправной точки для борьбы против злоупотреблений суверенитета и развенчания фантазмов и иллюзий, которые являются неотъемлемой чертой современного политического организма. Именно деконструкция смертной казни является ключевым сюжетом, затрагиваемым автором статьи.

Ключевые слова:

терроризм, кризис, секретность, экономия оплакивания смерти, смертная казнь, мир

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Азарова Ю. А. Апории демократии, деконструкция и опыт «грядущей» политики // Философия и социальные науки. 2012. № 3/4. С. 10–12.

Борьба с коронавирусом: 4 способа, как аналитика помогает изменить ситуацию в лучшую сторону. URL: https://www.sas.com/ru_ru/insights/articles/analytics/fighting-coronavirus--4-ways-analytics-is-making-a-difference.html (дата обращения: 06.04.2021).

Гуторов В. А. О некоторых актуальных аспектах интерпретации теории модернизации // Вестник РУДН. Сер. Политология. 2018. Т. 20. №2. С. 193–214.

Гуторов В. А. Ширинянц А. А. Терроризм как теоретическая и историческая проблема: некоторые аспекты интерпретации // Полис. Политические исследования. 2017. № 3. C. 30–54.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб: Алетейя, 1998. 288 с.

Деррида Ж. Глобализация, мир, космополитизм // Космополис. 2004. № 2 (8). С. 125–140.

Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. М.: Logos-Altera, 2006. 256 с.

Жак Деррида. Наконец научиться жить… (последнее интервью). URL: https://syg.ma/@noodletranslate/zhak-dierrida-nakoniets-nauchitsia-zhit-mnoghotochiie-posliednieie-intierviu (дата обращения: 07.04.2021).

Мартьянов В. С. Спор об истине: макротеоретический дуализм герменевтики и сциентизма // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. Вып. 11. С. 169–186.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975–1976 уч. г. СПб.: Наука, 2005. 312 c.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 504 с.

Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-digital.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

Agamben G. Homo Sacer: Sovereign Power and Bare Life. California: Stanford University Press, 1998. 228 p.

Borradori G. Philosophy in a Time of Terror: Dialogues with Jurgen Habermas and Jacques Derrida. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 224 p.

Camuf P. At the Heart of the Death Penalty // Oxford Literary Review. 2013. Vol. 35, no. 2. P. 241–251.

Derrida J. Aporias. Stanford: Stanford University Press, 1993. 104 p.

Derrida J. La Raison du plus fort (Y-t-il des etats «voyous»?) // Voyous. Deux essais sur la raison. Paris, 2003. P. 9–161.

Derrida J. The Death Penalty. Vol. 1. Chicago: The University of Chicago Press, 2012. 386 p.

Derrida J. The Gift of Death. Chicago: The University of Chicago Press, 1995. 115 p.

Derrida J., Roudinesco E. «Death Penalties». For What Tomorrow. Stanford: Stanford University Press, 2004. 245 p.

Elias N. On Human Beings and Their Emotions: A Process-Sociological Essay // The Body: Social Process and Cultural Theory / ed. by M. Featherstone, M. Hepworth, B. S. Turner. London: Sage, 1991. P. 103–125.

Fulton G. “Phantasmatics”: Sovereignity and the Image of Death in Derrida's First “Death Penalty” Seminar // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. 2015. Vol. 48, no. 3. P. 75–94.

Naas M. Comme si, comme ça: Following Derrida on the Phantasms of the Self, the State, and a Sovereign God // Derrida from Now On. New York: Fordham University Press, 2008. P. 187–213.

REFERENCES (In English)

Agamben G. Homo Sacer: Sovereign Power and Bare Life. California, Stanford University Press, 1998. 228 p.

Azarova J.A. Aporias of Democracy, Deconstruction and Experience of the “Coming” Politics. Filosofiya i sotsial'nyye nauki, 2012, no. 3/4, pp. 10-12. (In Russian)

Borradori G. Philosophy in a Time of Terror: Dialogues with Jurgen Habermas and Jacques Derrida. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 224 p.

Camuf P. At the Heart of the Death Penalty. Oxford Literary Review, 2013, vol. 35, no. 2, pp. 241-251.

Deleuze J., Guattari F. What is Philosophy? Rus. Ed. St. Petersburg, Aleteya Publ., 1998. 288 p. (In Russian)

Derrida J. Aporias. Stanford, Stanford University Press, 1993. 104 p.

Derrida J. Globalisation, Peace, Cosmopolitanism. Kosmopolis, 2004, no. 2 (8), pp. 125-140. (In Russian)

Derrida J. La Raison du plus fort (Y-t-il des etats «voyous»?). Paris, 2003. pp. 9-161.

Derrida J. The Death Penalty. Volume 1. Chicago, The University of Chicago Press, 2012. 386 p.

Derrida J. The Ghosts of Marx. The State of Duty, the Work of Sorrow, and the New International. Moscow, Logos-Altera Publ., 2006. 256 p. (In Russian)

Derrida J. The Gift of Death. Chicago, The University of Chicago Press, 1995. 115 p.

Derrida J., Roudinesco E. «Death Penalties». For What Tomorrow. Stanford, Stanford University Press, 2004. 245 p.

Digital Technologies and Cybersecurity in the Context of the Spread of COVID-19. Available at: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-digital.pdf (accessed: 06.04.2021). (In Russian)

Elias N. On Human Beings and Their Emotions: A Process-Sociological Essay. In The Body: Social Process and Cultural Theory. Ed. by M. Featherstone, M. Hepworth, B. S. Turner. London, Sage, 1991, pp. 103-125.

Fighting Coronavirus: 4 Ways Analytics Can Help Change the Situation for the Better. Available at: https://www.sas.com/ru_ru/insights/articles/analytics/fighting-coronavirus--4-ways-analytics-is-making-a-difference.html (accessed: 06.04.2021). (In Russian)

Foucault M. Society Must Be Defended: A Course of Lectures Given at the College de France in the 1975-1976 Academic Year. Rus. Ed. St. Petersburg, Nauka Publ., 2005. 312 p. (In Russian)

Fulton G. "Phantasmatics": Sovereignity and the Image of Death in Derrida's First "Death Penalty" Seminar. Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal, 2015, vol. 48, no. 3, pp. 75-94.

Gutorov V. A. On Some Actual Aspects of the Interpretation of the Modernization Theory. Vestnik RUDN. Seriya: POLITOLOGIYA, 2018, vol, 20, no. 2, pp. 193-214. (In Russian)

Gutorov V.A., Shirinyants A.A. Terrorism as a Theoretical and Historical Problem: Some Aspects of Interpretation. Polis. Politicheskiye issledovaniya, 2017, no. 3, pp. 30-54. (In Russian)

Heidegger M. Being and Time. Rus. Ed. Kharkov, Folio Publ., 2003. 504 p. (in Russian)

Jacques Derrida. Finally learning to live ... (last interview). Available at: https://syg.ma/@noodletranslate/zhak-dierrida-nakoniets-nauchitsia-zhit-mnoghotochiie-posliednieie-intierviu (accessed: 07.04.2021). (In Russian)

Martyanov V.S. Dispute about Truth: Macro-theoretical Dualism of Hermeneutics and Scientism. Nauchnyy yezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, 2011, vol. 11, pp. 169-186. (In Russian)

Naas M. Comme si, comme ça: Following Derrida on the Phantasms of the Self, the State, and a Sovereign God. New York, Fordham University Press, 2008, 279 p.

Sartre J.-P. Being and Nothingness: An Experience of Phenomenological Ontology. Rus. Ed. Moscow, Respublika Publ., 2000. 639 p. (In Russian)


Загрузки

Опубликован

06.10.2021

Как цитировать

Бахтин, Г. (2021). СМЕРТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Ж. ДЕРРИДА: ТЕРРОРИЗМ, СЕКРЕТ, СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 17(2), 184–197. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.205

Выпуск

Раздел

Теоретическая политология