ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы

  • Наталья Филиппова Сургутский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2019.103

Аннотация

В статье раскрыто содержание процесса институционализации правового просвещения в России, обусловленного модернизацией института уполномоченного по правам человека. Эволюция этого института понимается как процесс обновления и расширения перечня его функций. В современном конституционном праве главной функцией указанного института является правозащитная, а набор обеспечительных функций заметно расширился. К ним относятся: правовое просвещение, законопроектная деятельность, парламентский контроль, общественный контроль. Процесс институционализации правового просвещения охватывает как федеральный, так и региональный уровни организации публичной власти и выражается в обновлении идеологии, форм, способов и адресатов правового просвещения, в формировании таких практик, которые отражают реалии информационного общества и сервисного государства. Индикаторами этого процесса выступают также изменения организационного и информационного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в России. Разграничены традиционные и новые технологии правового просвещения, используемые уполномоченными по правам человека, определены формы вовлечения уполномоченных по правам человека в систему профессионального юридического образования. В качестве самостоятельного направления институционализации правового просвещения выделено правовое просвещение гражданских активистов, которое способствует гражданской мобилизации и повышению публичной дееспособности гражданского общества, сближает отечественные и европейские практики правового просвещения. Выделены особенности правового просвещения, адресованного гражданским активистам; проанализирован первый опыт гражданского просвещения, включая различные практики правового просвещения гражданских активистов, реализуемые юридическими учебными учреждениями; сформулированы предложения для региональных концепций правового просвещения, отражающие эти особенности.

Ключевые слова:

правовое просвещение, уполномоченный по правам человека, гражданская мобилизация, гражданское участие, гражданское образование, сервисное государство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Андрианова А.Д. Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации в сфере пра- вового просвещения населения в 2016 году // Мониторинг правоприменения. 2017. No 3. С. 66–70. 

Колобова Т.В. Взаимодействие уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с органами государственной власти и правоохранительными органами в сфере правового просвещения // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2016. No 1. С. 69–73. 

Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека: доклад / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2018. 248 с.

Симонян К. В., Тыртышный А. А. Лучшие правопросветительские практики аппарата Упол- номоченного по правам человека в Российской Федерации как инструмент создания единой общероссийской системы правового просвещения в сфере прав и свобод человека // Вестник российского нового университета. Сер. «Человек и общество». 2017. Вып.2. С.15–23. 

Сунгуров А. Ю. Институт омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб.: Норма, 2005. 384 с.

Maude F. Future of government services: 5 public service reform principles. 2014. 24 Feb. // Gov.UK. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/future-of-government-services-5-public-service- reform-principles (дата обращения: 16.09.2018).

References

Andrianova A.D. Monitoring deiatel’nosti sub’’jektov Rossiiskoi Federatsii v sfere pravovogo prosveshcheniia naseleniia v 2016 godu [Monitoring of activity of subjects of the Russian Federation in the sphere of legal education of the population in 2016]. Monitoring pravoprimeneniia, 2017, no. 3, pp. 66–70. (In Russian)

Kolobova T. V. Vzaimodeistvie upolnomochennykh po pravam cheloveka v sub’’jektakh Rossiiskoi Federatsii s organami gosudarstvennoi vlasti i pravookhranitel’nymi organami v sfere pravovogo prosveshcheniia [Interaction of human rights commissioners in the subjects of the Russian Federation with public authorities and law enforcement agencies in the field of legal education]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii, 2016, no. 1, pp. 69–73. (In Russian)

Maude F. Future of government services: 5 public service reform principles. 2014. 24 Feb. Gov. UK. Avaliable at: https://www.gov.uk/government/speeches/future-of-government-services-5-public-service-reform-principles (accessed: 16.09.2018).

Pravoprimenitel’naia praktika v oblasti grazhdanskogo obrazovaniia i prosveshcheniia v oblasti prav cheloveka: doklad [Law enforcement practice in civil and human rights education: report]. Ed. by A.Iu.Sungurov. St Petersburg, Norma Publ., 2018. 248 p. (In Russian)

Simonian K. V., Tyrtyshnyi A. A. Luchshie pravoprosvetitel’skie praktiki apparata Upolnomoch- ennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii kak instrument sozdaniia edinoi obshcherossiiskoi sistemy pravovogo prosveshcheniia v sfere prav i svobod cheloveka [Best legal education practice of the Commissioner for human rights in the Russian Federation as a tool for creating a uniform, nationwide system of legal education in the field of the rights and freedoms of the person]. Vestnik rossiiskogo novogo universiteta. Ser. “Chelovek i obshchestvo”, 2017, iss. 2, pp. 15–23. (In Russian)

Sungurov A.Iu. Institut ombudsmana: evoliutsiia traditsii i sovremennaia praktika (opyt sravnitel’nogo analiza) [The Ombudsman’s Office: the evolution of traditions and modern practice (experience of comparative analysis)]. St Petersburg, Norma Publ., 2005. 384 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.02.2022

Как цитировать

Филиппова, Н. (2022). ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 15(1), 36–44. https://doi.org/10.21638/spbu23.2019.103

Выпуск

Раздел

Политическая наука и образование