РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ

Авторы

  • Александр Вячеславович Курочкин Санкт-Петербургский государственный университет
  • Светлана Сергеевна Морозова Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-7069-7208
  • Сергей Витальевич Емельянов Национальный драматический театр России (Александринский театр)

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.402

Аннотация

Текущая цифровая революция уже сегодня привела к значительной трансформации содержания, методов, форм и интенсивности гражданского участия в общественно-политической жизни практически всех государств мира. Современные информационно-коммуникационные технологии повлияли на формы и механизмы осуществления публичной политики в целом, трансформировали процесс политической коммуникации, создав новое виртуальное измерение публичной сферы. Очевидно, что произошедшие изменения требуют от граждан освоения новых компетенций, которые позволят им эффективно взаимодействовать как друг с другом, так и с институтами государственной власти в рамках новой социальной и политической реальности. Следовательно, проблема формирования новой гражданской компетентности является одной из ключевых в контексте текущего процесса цифровизации политики и управления. Актуальность исследуемой проблематики определяется, с одной стороны, чрезвычайным ускорением темпов развития и трансформации всех сфер жизни общества, что, в свою очередь, диктует необходимость создания инструментов, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов к быстро изменяющейся реальности, а с другой стороны, задачей сохранения и укрепления существующей политической системы Российской Федерации и основ конституционного строя, которая приобретает особое значение в контексте непрекращающихся информационных войн, распространения фейков, в том числе и о деятельности органов государственной власти и государственных структур, глобальных проблем (таких как турбулентность в мировой политике, пандемия COVID-19, терроризм, изменение климата, нехватка природных ресурсов) и локальных (безработица, сепаратизм, бедность населения), а также ряда других опасностей и угроз, с которыми продолжают сталкиваться современные государства. Статья направлена на формирование концептуальных оснований оптимизации системы российского гражданского образования в условиях новых вызовов и рисков. Авторы уделяют особое внимание теоретическому осмыслению понятия «гражданское образование», выявлению его особенностей и функциональных характеристик. На основании компаративного подхода авторы проводят анализ научной литературы, затрагивающей проблематику гражданского участия, образования, форм и методов его совершенствования в современных условиях. В заключение авторы обращаются к конкретным примерам и формулируют рекомендации по успешному формированию концептуальной модели оптимизации российской системы гражданского образования.

Ключевые слова:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, LIFELONG LEARNING, ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ, ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

01.04.2024

Как цитировать

Курочкин, А. В., Морозова, С. С., & Емельянов, С. В. (2024). РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 19(4), 539–547. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.402

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы и технологии