ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ

Авторы

  • Николай Гришин Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.203

Аннотация

В статье впервые представлено исследование политики современных государств в отношении института международного наблюдения за выборами. Исследование основывается на применении конструктивизма и реализма как основных теорий международных отношений для объяснения действий правительств национальных государств в области международного наблюдения. Выявлены особенности современного состояния института международного наблюдения за выборами в контексте его соответствия принципу государственного суверенитета. Несмотря на декларации о соблюдении суверенитета государств, практика международного наблюдения за выборами существенно ограничивает государственную политику в сфере избирательного процесса и практически не поддается попыткам регулирования со стороны правительств суверенных государств. Парадокс и сложность современной ситуации заключается в том, что национальные правительства меняют свою политику вследствие воздействия международных наблюдателей, но не могут найти средства влияния на международное наблюдение. Институт международного наблюдения за выборами не только исключает «вестфальское понимание» государственного суверенитета, но и создает новые формы фактической международной подотчетности и легитимности национальных правительств. В рамках конструктивизма международное наблюдение рассматривается как институт, способствующий демократизации и поддерживающий прогрессивные тенденции внутри страны за счет содействия международного сообщества. Теория реализма выступает идеологической основной политики государств, стремящихся ограничить деятельность наблюдателей. В рамках теории реализма международные наблюдатели рассматриваются как представители иностранных государств, представляющих угрозу национальным интересам. В статье выявлены и охарактеризованы основные модели и приемы политики государств, стремящихся ограничить и контролировать международное наблюдение. Непродолжительный исторический опыт также является фактором, усложняющим для национальных правительств выбор эффективных мер в отношении международного наблюдения.

Ключевые слова:

наблюдение за выборами, международные организации, наблюдатели, электоральная политика, конструктивизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Гришин Н. В. Комиссии по делимитации избирательных округов: становление и перспективы политического института // Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 100–114. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.08

Гришин Н. В. Развитие международных избирательных стандартов: что дальше? // Политическая наука. 2019. № 1. С. 33–47. https://doi.org/10.31249/poln/2019.01.02

Гришин Н. В., Линдерс А. М. Р. Децентрализация системы управления выборами // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2020. № 3. С. 99–115. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2020-98-3-99-115

Карцов А. С. Внешнее наблюдение за выборами: вклад Межпарламентской ассамблеи СНГ // Диалог: Политика, Право, Экономика. 2017. № 1 (4). С. 40–46.

Коргунюк Ю. Г. Опыт Организации американских государств по выработке международных избирательных стандартов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 103–109.

Линдерс А. М. Международные отношения и технологическая обусловленность // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 1. С. 96–104. https://doi.org/10.21672/1818-510X-2020-62-1-096-104

Миронов С. М. Выступление Председателя Совета МПА СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Миронова на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти. URL: http://postkomsg.kp.ru/news/politika/178581/ (дата обращения: 02.04.2021).

Морозова О. С. Роль Африканского Союза в регулировании избирательного процесса на континенте // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3. С. 122–129.

Морозова О. С. Тенденции развития европейских неправительственных организаций в сфере выборов: на примере ENEMO // Выборы: теория и практика. 2020. № 1. С. 22–24

Письмо Постоянных представителей Гватемалы, Коста-Рики. Никарагуа и Сальвадора при ООН от 27 августа 1987 года на имя Генерального секретаря A/42/521/S /19085, 1987. URL: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/CR%20HN%20GT%20NI%20SV_870807_EsquipulasII%28ru%29.pdf (дата обращения: 02.04.2021).

Попова О. В. Практики предотвращения незаконных избирательных технологий // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11, № 3. С. 43–58.

Федоров Е. Запрет международных наблюдателей на выборах. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FSgzoZ-31_Q (дата обращения: 02.04.2021).

Фисенко В. Н. Необходимость реформирования ОБСЕ // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права. Вып.1. Минск: БГУ, 2009. С. 151–172.

Шеховцов А. Проблемное международное наблюдение за парламентскими выборами в Азербайджане 2020 года. EPDE, 2020.Щербак И.Н. ОБСЕ: время реформ // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 6. С.52-58. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620205258

Aaken A. van. Independent Electoral Management Bodies and International Election Observer Missions: Any Impact on the Observed Level of Democracy? A Conceptual Framework // Constitutional Political Economy. 2009. Vol. 20, is. 3. P. 296–322. https://doi.org/10.1007/s10602-008-9070-4Eschenbächer J-H., Knoll B. Observing Elections in “Long-Standing Democracies”: Added Value or Waste of Money? // OSCE Yearbook 2010 / IFSH, Baden-Baden 2011. P. 247–263.

Hyde S. D. The Pseudo-Democrat's Dilemma: Why Election Observation Became an International Norm. Cornell University Press, 2011. 263 p.

Laakso L. The politics of international election observation: the case of Zimbabwe in 2000 // The Journal of Modern African Studies. 2002. Vol. 40, is. 3. P. 437–464. https://doi.org/10.1017/S0022278X02003993

March J. G., Olsen J.P. The Logic of Appropriateness. Oxford Handbooks Online / ed. by R. E. Goodin, 2011. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199604456.013.0024

Rittberger V., Zangl B., Kruck A. International Organization. New York: Palgrave Macmillan, 2012. 300 p.

Statement of the Ministry of Foreign Affairs on the Early Elections to Milli Majlis of the Republic of Azerbaijan Held on 9 February 2020, No: 031/20. URL: http://www.mfa.gov.az/en/news/6564/pno03120-statement-of-the-ministry-of-foreign-affairs-on-the-early-elections-to-milli-majlisof-the-republic-of-azerbaijan-held-on-9-february-2020p (дата обращения: 02.0.2021).

Stoelting D. The Challenge of UN-Monitored Elections in Independent Nations // Stanford Journal of International Law. 1992. Vol. 28. P. 371–424.

Wendt A. Driving with the Rearview Mirror: on the Rational Science of Institutional Design // International Organization. 2001. Vol. 55, is. 4. P. 1019–1049. https://doi.org/10.1162/002081801317193682

REFERENCES (In English)

Aaken A. van. Independent Electoral Management Bodies and International Election Observer Missions: Any Impact on the Observed Level of Democracy? A Conceptual Framework. Constitutional Political Economy, 2009, vol. 20, is. 3, pp. 296–322. https://doi.org/10.1007/s10602-008-9070-4

Eschenbächer J-H., Knoll B. Observing Elections in “Long-Standing Democracies”: Added Value or Waste of Money? In: IFSH (ed.), OSCE Yearbook 2010, Baden-Baden 2011, pp. 247–263.

Fedorov E. Ban on international election observers. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FSgzoZ-31_Q (accessed: 02.04.2021). (In Russian)

Fisenko V.N. The need to reform the OSCE. Actual problems of international public and international private law, 2009, no. 1, pp. 151–172. (In Russian)

Grishin N. Development of international electoral standards: what's next? // Political Science, 2019, no. 1, pp. 33–47. https://doi.org/10.31249/poln/2019.01.02 (In Russian)

Grishin N. The Phenomenon of Constituency Boundaries Commission: Development and Prospects. Polis. Political Studies, 2018, no. 4, pp. 100–114. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.08 (In Russian)

Grishin N.V., Leenders A.M. Decentralization of electoral governance. Politeia-journal of Political Theory Political Philosophy and Sociology of Politics, 2020, no. 3, pp. 99–115. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2020-98-3-99-115 (In Russian)

Hyde S.D. The Pseudo-Democrat's Dilemma: Why Election Observation Became an International Norm. Cornell University Press, 2011.

Kartsov A. S. External observation of elections: the contribution of the CIS Interparliamentary Assembly. Dialogue: Politics, Law, Economics, 2017, no. 1(4), pp. 40–46. (In Russian)

Korgunyuk Yu. G. Experience of the Organization of American States in the Development of International Electoral Standards. Caspian Region: Politics, Economics, Culture, 2019, no. 3 (60), pp. 103–109. (In Russian)

Laakso L. The politics of international election observation: the case of Zimbabwe in 2000. The Journal of Modern African Studies, 2002, vol. 40, is. 3, pp. 437–464. https://doi.org/10.1017/S0022278X02003993

Leenders A.M. International relations and technological causation. Caspian region: politics, economics, culture, 2020, no. 1, pp. 96–104. https://doi.org/10.21672/1818-510X-2020-62-1-096-104

Letter dated 87.08.27 from the Permanent Representatives of Costa Rica, El Salvador, Guatemala and Nicaragua to the UN. A/42/521/S /19085, 1987 URL: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/CR%20HN%20GT%20NI%20SV_870807_EsquipulasII%28ru%29.pdf (accessed: 02.04.2021).

March J. G. and Olsen J. P. The Logic of Appropriateness. Oxford Handbooks Online. Edited by Robert E. Goodin, 2011. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199604456.013.0024

Mironov S.M. Speech by the Chairman of the IPA CIS Council, Chairman of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation Sergei Mironov at a seminar for international observers and consultants at elections to state authorities. URL: http://postkomsg.kp.ru/news/politika/178581/ (accessed: 02.04.2021). (In Russian)

Morozova O.S. The role of the African Union in regulating the electoral process on the continent. Caspian region: politics, economics, culture, 2019, no. 3, pp. 122–129. (In Russian)

Morozova O.S. Trends in the development of European non-governmental organizations in the field of elections: the example of ENEMO. Elections: theory and practice, 2020, no. 1, pp. 22–24. (In Russian)

Popova O. V. Practices of preventing illegal electoral technologies. Political Expertise: POLITEX, 2015, 11(3), pp. 43-58. (In Russian)

Rittberger V., Zangl B., Kruck A. International Organization. New York, Palgrave Macmillan, 2012. 300 p.

Shcherbak I.A. Time of Reforms. Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, 2020, 6, pp.52-58. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620205258 (In Russian)

Shekhovtsov A. Problematic international observation of the 2020 parliamentary elections in Azerbaijan. EPDE, 2020.

Statement of the Ministry of Foreign Affairs on the Early Elections to Milli Majlis of the Republic of Azerbaijan Held on 9 February 2020, No:031/20. URL: http://www.mfa.gov.az/en/news/6564/pno03120-statement-of-the-ministry-of-foreign-affairs-on-the-early-elections-to-milli-majlisof-the-republic-of-azerbaijan-held-on-9-february-2020p (accessed: 02.04.2021). 

Stoelting D. The Challenge of UN-Monitored Elections in Independent Nations. Stanford Journal of International Law, 1992, vol. 28, pp. 371–424.

Wendt A. Driving with the Rearview Mirror: on the Rational Science of Institutional Design. International Organization, 2001, vol. 55, is. 4, pp. 1019–1049. https://doi.org/10.1162/002081801317193682


Загрузки

Опубликован

06.10.2021

Как цитировать

Гришин, Н. (2021). ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 17(2), 150–162. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.203

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы и технологии