НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИФРОВЫХ КОРПОРАЦИЙ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ

Авторы

  • Станислав Зайцев Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.104

Аннотация

Повсеместное распространение Интернета, стремление ведущих мировых держав к реализации концепции цифровой экономики и развитие научно-технического прогресса привели к росту влияния таких участников крупного бизнеса как цифровые корпорации. Особенностями таких корпораций является разработка продуктов, услуг и инфраструктуры, обеспечивающих дальнейшую цифровизацию различных сфер жизни общества, а также использование компаниями «платформенной» бизнес-модели. Увеличение финансовых средств цифровых корпораций и их доминирующее положение в разработке технологий являются качественным заделом для оказания влияния на политические процессы. Например, в период избирательных кампаний путем распространения фейковых новостей или для выстраивания коммуникации кандидатов с гражданами; использование продуктов цифровых корпораций активистами для мобилизации и координации участников массовых протестных акций; участие крупных корпораций в реализации правительственных программ по цифровизации государственного сектора. Деятельность цифровых корпораций, благодаря распространению своих продуктов, привела к изменению целого ряда отраслей экономики (пассажироперевозки, торговля, гостиничное дело, реклама и др.) и обнажила проблемы, которые в самом ближайшем будущем предстоит решать государствам как ключевым политическим акторам. Так, государству необходимо противостоять цифровым корпорациям в их стремлении к монополизации рынков, обеспечить безопасность персональных данных граждан, снизить негативные последствия использования индивидами цифровых продуктов и сервисов. В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия государства и цифровых корпораций в России. Автор выделяет основные направления сотрудничества и конфликта между государством и цифровыми корпорациями, опираясь на анализ наиболее показательных и актуальных случаев.

Ключевые слова:

цифровые корпорации, государство, бизнес, цифровизация, платформа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

29.04.2022

Как цитировать

Зайцев, С. (2022). НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИФРОВЫХ КОРПОРАЦИЙ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 18(1), 56–71. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.104

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы и технологии