Научные сети молодых политологов как инструмент «мягкой силы»: возможности и ограничения

Авторы

  • Илья Помигуев Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Евгения Захарова МГИМО МИД России

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.302

Аннотация

В статье рассматривается вопрос развития связей молодых политологов с международным научным сообществом в контексте научно-образовательной политики России. Основываясь на положениях сетевого анализа, авторы выявляют потенциал сетей молодых политологов выступать инструментом «мягкой силы», определяют внешние факторы влияния на молодежное политологическое сообщество. В работе представлены результаты всероссийского опроса, связанные с наиболее востребованными формами вовлечения в процесс получения новых знаний и роли политологических организаций в развитии международного взаимодействия. С помощью SWOT-анализа авторы анализируют возможности и ограничения при формировании научных сетей среди молодых политологов разных стран, оценивается способность государства и некоммерческих организаций, в частности, профессиональных ассоциаций, выступать драйверами развития международных связей. Изучается опыт Германии и США в развитии интеграционных проектов в науке и образовании, позволяющих занимать странам ведущие места в различных международных рейтингах. Выявляется тенденция к развитию негосударственных форм финансирования исследовательских проектов, программ стажировок и обмена. Авторы приходят к выводу, что государственная поддержка некоммерческих фондов и ассоциаций, упрощение законодательного регулирования и дополнительное финансирование могут стать основной возможностью развития научного сообщества молодых политологов в международном пространстве, в том числе в плане взаимодействия со своими иностранными коллегами, как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова:

российское научное сообщество, молодые политологи, «мягкая сила», научные сети, образование, Болонская система, гранты, развитие науки, научный диалог

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Аватков В.А., Касаткин П.И. Высшее образование в Турции и Болонский процесс // Вестник МГИМО. 2012. № 6. С. 277-281.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. Политические исследования. 1997. № 6. С. 175-183.

Антюхова Е.А. Образование в политике мягкой силы США // Полис. Политические исследования. 2019a. № 2. С. 126-136. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.09

Антюхова Е.А. Фактор образования в «мягкой силе» США, Китая и ЕС: сравнительный анализ // Сравнительная политика. 2019b. № 2. С. 86-98.

Большова Н.Н. Государственная политика в области высшего образования и науки как инструмент «Мягкой силы» (опыт Германии) // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). C. 71-80.

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке / М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Гаман-Голутвина О.В., Никитин А.И., Чугров С.В. Мир и политика сквозь призму научных форумов // Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 87-106. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.06

Гаман-Голутвина О.В., Никитин А.И., Чугров С.В. Современные конгрессы как форма научной коммуникации: отечественный и зарубежный опыт // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3. С. 87-101. http://doi.org/10.22204/2587-8956-2019-096-03-87-101

Истон Д. Категория системного анализа / Политология: Хрестоматия. / М.А. Василик, М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. С. 319–331.

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 6. С.11-26.

Касаткин П.И. Болонская система образования в контексте политического развития ЕС // Право и управление. XXI век. 2013. № 4. С. 70-77.

Касаткин П.И., Ивкина Н.В. Культурная и образовательная составляющие «мягкой силы» ЕС // Сравнительная политика. 2018. № 1. С. 26-36.

Конт О. Общий обзор позитивизма / Пер. с французского И.А. Шапиро. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

Лазутина И.В. Приоритеты и инструменты международного сотрудничества России в области науки и образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. № 1. С. 150-166.

Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. 3(54). С. 212-223.

Малинова О.Ю. Кто формирует общественное «лицо» профессии: сравнительный анализ репрезентации «политологов», «экономистов» и «историков» в российских печатных СМИ // Политическая наука. 2015. № 3. С. 225-237.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961.

Михайлова О.В. Сети в политике и государственном управлении: монография. М.: ИД КДУ, 2013.

Патрушев С.В., Филиппова Л.Е. Институциональные факторы состояния политической науки в России: общая характеристика и проблемы // Политическая наука. 2020. № 1. С. 13-34. http://doi.org/10.31249/poln/2020.01.01

Патрушев С.В., Филиппова Л.Е. История Российской ассоциации политической науки: Научное издание / под ред. С.В. Патрушева, Л.Е. Филипповой (Серия Российская политическая наука: Истоки и перспективы. Под общ. ред. О.В. Гаман-Голутвиной). М.: Аспект Пресс, 2015.

Политическая наука в России: проблемы, направления, школы (1990–2007) / редкол.: О.Ю. Малинова (отв. ред.), С.В. Патрушев, Я.А. Пляйс, В.В. Смирнов. М.: РАПН: РОССПЭН, 2008.

Помигуев И.А. Развитие государства и общества: идеи, субъекты, институты и практики (V Всероссийский форум молодых политологов, г. Москва, 8 декабря 2018 г.) // Политическая наука. 2019. № 1. С. 268-274.

Помигуев И.А. Роль молодежных политологических организаций в процессе формирования научных сетей // Политическая наука. 2020. № 1. С. 112-144. http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.05

Пономарева Е.Г., Ягья В.С. Научные связи как фактор развития // Обозреватель– Observer. 2014. № 5. С. 101–106.

Рустамова Л.Р. Особенности «мягкой силы» во внешней политике ФРГ // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 1 (46). С. 118-128.

Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети: теория и методы анализа: учебник. М.: Аспект Пресс, 2018.

Сообщество молодых политологов: Сетевой анализ: Коллективная монография / И.А. Помигуев, Д.В. Алексеев, П.С. Копылова и др.; отв. ред. И.А. Помигуев. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021.

Чепурина М.А. «Мягкая сила» в глобальной политике: Болонские измерения. Вестник РУДН. Серия: Политология. 2014. № 1. С. 96-103.

Яковлев А.А., Казун А.П., Ситкевич Д.А. Профессиональные организации как драйверы социальных изменений в развивающихся странах // JIS. 2016. №3. С. 47-71.

Amirbeck A., Ydrys K. Educations as a Soft Power Instrument of Foreign Policy // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 143. P. 501-503.

Bu L. Educational Exchange and Cultural Diplomacy in the Cold War // Journal of American Studies. 1999. Vol. 33, no. 3, Part 1: Women in America. Cambridge University Press. P. 393.

Easton D. The new revolution in political science // American Political Science Review. 1969. N 63. P. 1051-1061. http://dx.doi.org/10.7208/chicago/9780226148861.001.0001

Gengnagel V., Massih-Tehrani N., Baier C. Laying claim to the academic field: The European Research Council and the European project // Berliner Journal für Soziologie. 2016. Vol. 26, Iss. 1. P. 61-84.

Lomer S. Soft power as a policy rationale for international education in the UK: a critical analysis // Higher Education. 2017. Vol. 74 (4). P. 581–598. http://doi.org/10.1007/s10734–016–0060–6

Nye J.S. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone. Oxford University Press, 2002.

Nye J. Smart Power // New Perspectives Quaterly. 2009. Vol. 26, Iss. 2. P. 17.

Parey M., Waldinger F. Studying abroad and the effect on international labour market mobility: evidence from the introduction of Erasmus // The Economic Journal. 2010. N 121. P. 194–222. http://doi.org/10.1111/j.1468-0297.2010.02369.x

Pye L. The Behavioral Revolution and the Remaking of Comparative Politics. In Robert E. Goodin and Charles Tilly (eds.). The Oxford Handbook of Contextual Political Analysis. Oxford University Press, 2006.

Загрузки

Опубликован

05.12.2022

Как цитировать

Помигуев, И., & Захарова, Е. (2022). Научные сети молодых политологов как инструмент «мягкой силы»: возможности и ограничения. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 18(3), 254–271. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.302

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы и технологии