Социальные сети в арсенале популистских партий Европы

Авторы

  • Жамиля Алиаскарова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2019.407

Аннотация

Статья посвящена теоретическому и практическому аспектам рассмотрения социальных сетей как перспективного инструмента мобилизации электората в условиях подконтрольности традиционных СМИ. Автор выделяет три типа мобилизации (поддержка, сопротивление и безразличие), возможности использования которых в любой социальной сети можно проследить и измерить с помощью таких онлайн-показателей, как количество лайков, комментариев, репостов и подписчиков. Кроме того, в статье рассматриваются и другие ключевые преимущества интернет-площадок (оперативность коммуникации, возможность получения быстрой обратной связи и трансформации информационных потоков,
вовлеченность аудитории и др.) над традиционными средствами агитации, используемыми в период избирательных кампаний. Автор обращает внимание на то, что столь обширные возможности социальных сетей в совокупности с их доступностью и широким распространением по всему миру не только преобразили политическое пространство, сделав сети значимым инструментом в арсенале политтехнологов, но и создали принципиально новый тип политических объединений, для которых интернет-ресурсы являются основным инструментом политической мобилизации электората. Такие объединения получили название киберпартий и набрали широкую популярность благодаря популистским призывам и вынесению на обсуждение самых острых и злободневных вопросов, волнующих их избирателей. Благодаря этому сам феномен популизма сегодня трансформировался в веб-популизм и получил широкое распространение по всему миру. На примере популистских партий современной Европы автор демонстрирует то, как социальные сети способствовали продвижению молодых партий и позволили им в короткие сроки завоевать поддержку, необходимую для представительства в органах законодательной власти различных уровней в условиях конкуренции с крупными политическими игроками.

Ключевые слова:

социальные сети, киберпартии, популизм, мобилизация, выборы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Акопов А.И. Web 2.0 как предчувствие // RELGA. Научно-культурологический журнал. 2007. No 6 (151). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=19 48&level1=main&level2 (дата обращения: 13.04.2019). 

Аниканова А.А., Бикен Н.С. Роль виртуальных социальных сетей в организации социаль- ных движений в современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. No 1–4. С.125–129. 

Балацкий А.М. Социальные сети в электоральном менеджменте: проблемы и перспек- тивы // Вестник Омского университета. Сер. Исторические науки. 2016. No 4 (12). С. 167–171. Баранов А. В. Ориентации и практики левого популизма в Южной Европе (на материалах партий «Подемос» и «СИРИЗА») // Политика постправды и популизм в современном мире: 

Сб. материалов конференции / под ред. О.В.Поповой. СПб.: Скифия-принт, 2017. С.17–21. Баранов Н. А. Возрождение популизма: европейский опыт и российские практики // Вестник СПбГУ. Сер.6. 2015. Вып.3. С.25–36.

Быков И.А. Интернет-технологии в избирательной кампании Барака Обамы // Вестник 

Пермского университета. Сер. Политология. 2010. No 1 (9). С. 48–58.

Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. No 5–6. С.37–39.

Ветренко И. А. Технологии современного популизма в период выборов // Политика постправды и популизм в современном мире: Сб. материалов конференции / под ред. О. В. Попо- вой. СПб.: Скифия-принт, 2017. С.52–55. 

Давыдов С.В. Агитация в социальных сетях в рамках избирательной кампании 2016 г. // Вестник Нижегородского института управления. 2017. No 3 (44). С.43–48. 

Европейский Союз: факты и комментарии / отв. ред. Ю.А.Борко. М.: ФГБУН Институт Европы РАН, 2016. Вып.84–85. URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content/user_files/ files/84-85.pdf (дата обращения: 13.04.2019). 

Желтухина М. Р., Павлов П. В. Социальная сеть «Facebook» как социальная структура и инструмент организации современных коммуникаций и политических конфликтов // Политиче- ская лингвистика. 2016. No 5 (59). С. 117–123. 

Иджиев А.А. Социальные медиа и электорат будущего: завтрашний день политтехноло- гий в России и на Западе // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2018. Т.8. No 4 (43). С.358–364. 

Квашнин Ю. Д. Внутриполитическое развитие Греции в условиях кризиса // Современная Греция в мировой экономике и политике. М.: ИМЭМО РАН, 2013. С. 142–152. 

Козырева А.А. Почему социальные сети являются инструментом политический власти? // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Политические науки и социо- логия. 2015. No 2 (62). Т.2. С.56–59. 

Ланцов С.А. Популизм в политике: структурные ограничения и возможные риски // По- литика постправды и популизм в современном мире: Сб. материалов конференции / под ред. О.В.Поповой. СПб.: Скифия-принт, 2017. С.130–132. 

Мансурова В.Д. Роль «народной журналистики» в публичном коммуникативном взаимо- действии // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, фило- логия. 2012. Т.11. No 6. С.44–47. 

Мирошниченко И. В. Открытые механизмы инкорпорирования социальных сетей в систе- му публичного управления: российский опыт // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т.14, вып.4. С.71–78. 

Мусихин Г.И. Очерки теории идеологий. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 288 с. 

Павлютенкова М.Ю. Роль и место социальных сетей в публичной политике // Вестник РУДН. Сер. Политология. Проблемы сетевой политики. 2015. No 3. С. 71–81. 

Ряскина Л.О., Кошеварова И.Б., Козыренко Е.В. Роль современных социальных сетей: политический аспект // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. No 2 (6). С.133–138. 

Сморгунов Л.В. Сетевые политические партии // Полис. Политические исследования. 2014. No 4. С.21–37. 

Томин Л.В. Интернет и социальные медиа как инструмент политической мобилизации. Дискуссии о трансформации политических организаций и антисистемных движений // Век информации. 2017. Т.1, No 2. С.116–117. 

Alternative für Deutschland. URL: // https://www.afd.de (дата обращения: 13.04.2019). Esquerda.Net. URL: https://twitter.com/EsquerdaNet (дата обращения: 13.04.2019). Esquerda.Net. URL: https://www.facebook.com/esquerda.net (дата обращения: 13.04.2019). Olson T., Nelson T. The Internet’s Impact on Political Parties and Campaigns // KAS Interna-tional Reports. 2010. N 6. P.50–65.

Dalio R., et al. Populism: The Phenomenon // LP: Bridgewater Associates Daily Observations. 2017. URL: https://www.goldherzreport.de/wpcontent/uploads/2017/03/bwam032217.pdf (дата обращения: 13.04.2019). 

Sennett R. The fall of public man. New York: Alfred A. Knopf, 1977. 373 p. SYRIZA EP. URL: https://twitter.com/SYRIZAEP (дата обращения: 13.04.2019). 

References

Akopov A.I. Web 2.0 as a premonition. RELGA. Nauchno-kul’turologicheskii zhurnal. 2007, nо.6 (151). Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1 948&level1=main&level2 (accessed: 13.04.2019). (In Russian) 

Alternative für Deutschland. Available at: https://www.afd.de (accessed: 13.04.2019). 

Anikanova A. A., Biken N. S. The role of virtual social networks in the organization of social move- ments in modern Russia. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, nо.1–4, pp.125–129. (In Russian) 

Balatskii A. M. Social Networks in Electoral Management: Problems and Prospects. Vestnik Om- skogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki, 2016, nо.4 (12), pp.167–171. (In Russian) 

Baranov A.V. Orientations and practices of left-wing populism in Southern Europe (based on materials from the Podemos and SYRIZA parties. Politika postpravdy i populizm v sovremennom mire: Sb. materialov konferentsii, ed. by O.V.Popova. St. Petersburg, Skifiia-print Publ., 2017, pp.17–21. (In Russian) 

Baranov N. A. Revival of populism: European experience and Russian practices. Vestnik SPbGU. Ser.6, 2015, is.3, pp.25–36. (In Russian) 

Bykov I. A. Internet technologies in the election campaign of Barack Obama. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Politologiia, 2010, no.1 (9), pp.48–58. (In Russian) 

Dalio R., et al. Populism: The Phenomenon. LP: Bridgewater Associates Daily Observations, 2017. Available at: https://www.goldherzreport.de/wpcontent/uploads/2017/03/bwam032217.pdf (accessed: 13.04.2019). 

Davydov S.V. Agitation in social networks in the framework of the 2016 electoral campaign. Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniia, 2017, no.3 (44), pp.43–48. (In Russian) 

Esquerda Net. Available at: https://twitter.com/EsquerdaNet (accessed: 13.04.2019). Esquerda.Net. Available at: https://www.facebook.com/esquerda.net (accessed: 13.04.2019). European Union: facts and comments, ed. by Y. A. Borko. Moscow, FGBUN Institut Evropy RAN, 

2016, is.84–85. Available at: http://www.edcaes.ru/data/edcaes/content/user_files/files/84-85. pdf (accessed: 13.04.2019). (In Russian) 

Idzhiev A.A. Social media and future electorate: tomorrow political technologies in Russia and in the West. Voprosy natsional’nykh i federativnykh otnoshenii, 2018, vol. 8, no. 4 (43), pp. 358–364. (In Russian) 

Kozyreva A.A. Why are social networks a tool of political power? Vestnik Kemerovskogo gosu- darstvennogo universiteta. Ser. Politicheskie nauki i sotsiologiia, 2015, no. 2 (62), vol. 2, pp. 56–59. (In Russian) 

Kvashnin Iu.D. Domestic political development of Greece in crisis conditions. Sovremennaia Gretsiia v mirovoi ekonomike i politike. Moscow, IMEMO RAN, 2013, pp.142–152. (In Russian) 

Lantsov S.E. Populism in politics: structural restrictions and possible risks. Politika postpravdy i populizm v sovremennom mire: Sb. materialov konferentsii, ed. by O.V.Popova. St. Petersburg, Skifiia-print Publ., 2017, pp.130–132. (In Russian) 

Mansurova V.D. The role of “popular journalism” in public communication. Vestnik Novosibirs- kogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriia, filologiia, 2012, vol.11, no.6, pp.44–47. (In Rus- sian) 

Miroshnichenko I.V. The Open Mechanisms of Social Networks Incorporation to the System of Public Administration: the Russian Experience. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Nov. ser. Ser. Sotsiologiia. Politologiia, 2014, vol.14, is.4, pp.71–78. (In Russian) 

Musikhin G.I. Essays on the theory of ideology. Moscow, Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2013. 288 p. (In Russian) 

Olson T., Nelson T. The Internet’s Impact on Political Parties and Campaigns. KAS International Reports, 2010, no.6, pp.50–65. 

Pavliutenkova M.Iu. The Political Activity in the Network Environment. Vestnik RUDN. Ser. Poli- tologiia. Problemy setevoi politiki, 2015, no.3, pp.71–81. (In Russian) 

Riaskina L.O., Koshevarova I.B., Kozyrenko E.V. The role of social networks: political aspect. Sovremennye problemy gumanitarnyh i obshhestvennyh nauk, 2015, no.2 (6), pp.133–138. (In Russian) 

Sennett R. The fall of public man. New York, Alfred A. Knopf, 1977. 373 p. 

Smorgunov L. V. Network political parties. Polis. Politicheskie issledovaniia, 2014, no. 4, pp. 21– 37. (In Russian) 

SYRIZA EP. Available at: https://twitter.com/SYRIZAEP (accessed: 13.04.2019). 

Tomin L. V. Internet and social media as tools for political mobilization. Discussions on the trans- formation of political organizations and anti-systemic movements. Vek informatsii, 2017, vol.1, no.2, pp.116–117. (In Russian) 

Vartanova E.L. New media as a factor of mass media modernization. Informatsionnoe ob- shchestvo, 2008, nо.5–6, pp.37– 39. (In Russian) 

Vetrenko I.A. Technologies of modern populism during the election period. Politika postpravdy i populizm v sovremennom mire: Sb. materialov konferentsii, ed. by O.V.Popova. St. Petersburg, Skifiia-print Publ., 2017, pp.52–55. (In Russian) 

Zheltukhina M.R., Pavlov P.V. Facebook social network as a social structure and a tool for or- ganizing modern communications and political conflicts. Politicheskaia lingvistika, 2016, no. 5 (59), pp.117–123. (In Russian) 


Загрузки

Опубликован

18.02.2020

Как цитировать

Алиаскарова, Ж. (2020). Социальные сети в арсенале популистских партий Европы. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 15(4), 537–548. https://doi.org/10.21638/spbu23.2019.407

Выпуск

Раздел

Международные политические процессы