ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ "ПОСТПРАВДЫ": ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА НА ПРИМЕРЕ ДОКЛАДА СЕНАТСКОГО КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ США ОТ 10 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

Авторы

  • Светлана Смаль Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2018.109

Аннотация

Анализируются технологии теоретического построения и практической реализации эмоционально-замещенного восприятия реальности, которое можно назвать доминирующим в мировых и российских средствах массовой информации. Точкой отсчета кардинального изменения информационного поля является 2014 г., хотя и до этого момента, безусловно, ценности, внедряемые в речах политиков и тиражируемые СМИ, серьезно различались в странах развитой демократии и во всем остальном мире. Предложено аналитическое осмысление трех условных периодов развития информационных носителей, сообразно с управленческими и технологическими методиками, применяемыми в различные эпохи. Проанализированы технологии формирования «постправды», выделены сущностные элементы, присущие обозначенным методикам, а также особенности, приводящие к наблюдаемому искажению восприятия реальности, отображаемой средствами массовой информации. Отмечаемое искажение восприятия ситуации имеет крайне интересную многокомпонентную природу, как правило, усугубляющуюся укоренившейся негативной установкой относительно других участников политико-информационного процесса. Это в совокупности порождает глубочайший, прежде всего внутриличностный, конфликт, проявляющийся во всех сферах взаимодействия и обусловливающий состояние постоянного эмоционального напряжения, столь необходимого для мира «постправды». В качестве ярчайшего приема научно-ориентированной пропагандистской работы приведен объемный (206 страниц текста, восемь глав и девять приложений) аналитический доклад сенатского Комитета по международным отношениям США, представленный широкой публике 10 января 2018 г., формирующий поливекторное восприятие правды, в исключительной степени искажающее действительность. В заключении постулируется, что современность характеризуется поливариативным и разнонаправленным восприятием действительности, создаваемой информационными технологиями «мгновенного реагирования» и поддерживаю- щей состояние постоянного эмоционального напряжения, необходимого для минимально проблематизированного политического управления во всех странах мира.

Ключевые слова:

постправда, пропаганда, информационные технологии, приемы формирования эмоционально-замещенного восприятия реальности, США, страны развитой демократии, Россия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Васильченко В.А. Идеологическая война против России: анализ идей внешних и внутренних акторов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т.13, No 3. С.40–56.

Аналитические технологии прогнозирования политических процессов / под ред. О. В. По- повой. М.: РГ Пресс, 2013. 392 с.

Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 106 с.

Белоусов В.А. Пропаганда и демократия в России: проблемы, противоречия и вызовы современности // Социум и власть. 2011. No 2 (30). С. 28–32.

Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ГУ ВШЭ, 2016. 563 с.

Панарин И. Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 560 с. Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. 336 с. Политика постправды и популизм в современном мире: мат-лы Всерос. науч. конф.

с междунар. участием «Политика постправды и популизм в современном мире» / под ред. О.В.Поповой. СПб.: Скифия-принт, 2017. 282 с.

Пономарев Н. Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда. Пермь: Изд-во Пермского гос. техн. ун-та, 2007. 184 с.

Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование. М.: Аспект пресс, 2011. 464 с.

Попова О. В. «Измерительный инструмент» в сравнительной политологии: к вопросу о не- решенных проблемах // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза, 2009. No 1. С. 271–291.

Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев: Ре- кламное агентство Губерникова, 1995. 236 с.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструментарий политики. М.: Алгоритм, 2015. 256 с.

Смаль С.В. Анализ электоральных предпочтений жителей Крыма: история и современ- ность // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. No 4 (232). С.15–22.

Смаль С.В. Технологии формирования постправды: конфликтологический аспект // По- литика постправды и популизм в современном мире. СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 222–225.

Смирнов В. А. Отношения политических элит стран Прибалтики // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т.13, No 1. С.93–102.

Соколова О.В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, ре- клама и PR. М.: Гнозис, 2014. 304 с.

Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике. М.: Академический проект, 2007. 336 с.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 781 с.

Шабанов Л. В. Общая конфликтология. СПб.: НИЦ АРТ, 2017. 268 с.

Широкорад А. Б. Русские пираты. М.: Вагриус, 2007. 430 с.

Эпштейн А. Израильтяне и палестинцы: от конфронтации — к переговорам и обратно. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2009. 192 с.

An Act To provide congressional review and to counter aggression by the Governments of

Iran, the Russian Federation, and North Korea, and for other purposes. URL: http://www.treasury. gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/hr3364_pl115-44.pdf (дата обращения: 27.05.2018).

An Act To provide congressional review and to counter Iranian and Russian governments’ aggression. URL: http://www.congress.gov/115/bills/s722/BILLS-115s722es.pdf (дата обращения: 26.05.2018).

Astin A. E. Cato the Censor. Oxford: Clarendon Press, 1978. 392 p.

Castells М. Communication Power. Oxford: Oxford University Press, 2009. 608 p.

Dimaggio A.R. Mass media, mass propaganda: examining American news in the “War on Terror”. Lanham, MD: Lexington Books, 2008. 329 p.

Chen A. The agency // The New York Times Magazine. URL: http://www.nytimes.com/2015/06/07/

magazine/the-agency.html (дата обращения: 26.05.2018).

Hudgins J., Newcomb A. Google, Facebook, Twitter and Russia: A Timeline on the ‘16 Election // NBC News. URL: http://www.nbcnews.com/news/us-news/google-facebook-twitter-russia- timeline-16-election-n816036 (дата обращения: 26.05.2018).

Fischer J. E. Propaganda and the internet. Snowflake, AZ: Cedar Hill Pub., 2009. 188 p.

Kearney M. The prohibition of propaganda for war in international law. New York: Oxford Uni- versity Press, 2007. 274 p.

Lutsevych O. Agents of the Russian World Proxy Groups in the Contested Neighbourhood. // Chatham House. URL: http://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/publications/ research/2016-04-14-agents-russian-world-lutsevych.pdf (дата обращения: 26.05.2018).

Moloney K. Rethinking public relations: PR propaganda and democracy. New York: Routledge, 2006. 236 p.

National Security Strategy of the United States of America, December 2017. URL: http://www. whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 26.05.2018).

Popken B. Russian Trolls Duped Global Media And Nearly 40 Celebrities // NBC News. URL: http://www.nbcnews.com/tech/social-media/trump-other-politicians-celebs-shared-boosted-rus- sian-troll-tweets-n817036 (дата обращения: 28.05.2018).

Popken B., Cobiella K. Russian troll describes work in the infamous misinformation factory // NBC News. URL: https://www.nbcnews.com/news/all/russian-troll-describes-work-infamous- misinformation-factory-n821486 (дата обращения: 26.05.2018).

Press Briefing on the Congressional Review Act. URL: http://www.whitehouse.gov/briefings- statements/press-briefing-congressional-review-act-2-040517/ (дата обращения: 31.08.2018).

Putin’s asymmetric assault on democracy in Russia and Europe: implications for U.S. national security. URL: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/FinalRR.pdf (дата обращения: 26.05.2018).

Simon G. The art of the lie. URL: http://www.drgeorgesimon.com/the-art-of-the-lie/ (дата обращения: 27.05.2018).

Sproule J.M. Propaganda and democracy: the American experience of media and mass per- suasion. Cambridge, U.K.; New York: Cambridge University Press, 2005. 332 p.

War and the media: essays on news reporting, propaganda and popular culture / eds P. M. Haridakis, B.S.Hugenberg and S.T.Wearden. Jefferson, N.C.: McFarland & Company, Inc.; Publishers, 2009. 259 p.

Zavadski K. Putin’s Propaganda TV Lies About Its Popularity // The Daily Beast. URL: http://www.thedailybeast.com/putins-propaganda-tv-lies-about-its-popularity (дата обращения: 27.05.2018).

References

An Act To provide congressional review and to counter aggression by the Governments of Iran, the Russian Federation, and North Korea, and for other purposes. Available at: http://www. treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/hr3364_pl115-44.pdf (accessed: 27.05.2018).

An Act To provide congressional review and to counter Iranian and Russian governments’ ag-gression. Available at: http://www.congress.gov/115/bills/s722/BILLS-115s722es.pdf (accessed: 26.05.2018).

Analiticheskie tekhnologii prognozirovaniia politicheskikh protsessov [Analytical technology forecasting political processes]. Ed. by O. V. Popova. Moscow, RG-Press, 2013, 392 p. (In Russian) 

Aronson E., Pratkanis E. Epokha propagandy. Mekhanizmy ubezhdeniia, povsednevnoe ispol’zovanie i zloupotreblenie [The era of propaganda. The mechanisms of persuasion, everyday use and abuse]. St. Petersburg, Prime-Euro-Sign, 2002, 106 p. (In Russian)

Astin A. E. Cato the Censor. Oxford, Clarendon Press, 1978, 392 p.

Avksentiev V. A., Aksumov B. V., Vasilchenko V. A. Ideologicheskaia voina protiv Rossii: analiz idei

vneshnikh i vnutrennikh aktorov [The ideological war against Russia: the analysis of ideas of foreign and domestic actors]. Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEX], vol. 13, no. 3, pp. 40–56. (In Russian)

Belousov V.A. Propaganda i demokratiia v Rossii: problemy, protivorechiia i vyzovy sovre- mennosti [Propaganda and democracy in Russia: problems, contradictions and challenges of the present]. Sotsium i vlast’ [Society and power], 2011, no. 2 (30), pp. 28–32. (In Russian)

Castells M. Vlast’ kommunikatsii [Communication Power]. Moscow, Higher school of Economics, 2016, 563 p. (In Russian)

Castells М. Communication Power. Oxford, Oxford University Press, 2009, 608 p.

Chen A. The agency. The New York Times Magazine. Available at: http://www.nytimes. com/2015/06/07/magazine/the-agency.html (accessed: 26.05.2018).

Dimaggio A. R. Mass media, mass propaganda: examining American news in the “War on Terror”. Lanham, MD, Lexington Books, 2008, 329 p.

Epstein A. Izrail’tiane i palestintsy: ot konfrontatsii — k peregovoram i obratno [Israelis and Palestinians: from confrontation to negotiations and back]. Moscow, Bridges of culture, Jerusalem, Gesharim, 2009, 192 p. (In Russian)

Fischer J. E. Propaganda and the internet. Snowflake, AZ, Cedar Hill Pub., 2009, 188 p.

Hudgins J., Newcomb A. Google, Facebook, Twitter and Russia: A Timeline on the ‘16 Election. NBC News. Available at: http://www.nbcnews.com/news/us-news/google-facebook-twitter- russia-timeline-16-election-n816036 (accessed: 26.05.2018).

Kearney M. The prohibition of propaganda for war in international law. New York, Oxford University Press, 2007, 274 p.

Lutsevych O. Agents of the Russian World Proxy Groups in the Contested Neighbourhood. Chatham House. Available at: http://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/publica- tions/research/2016-04-14-agents-russian-world-lutsevych.pdf (accessed: 26.05.2018).

Moloney K. Rethinking public relations: PR propaganda and democracy. New York, Routledge, 2006, 236 p.

National Security Strategy of the United States of America, December 2017. Available at: http:// www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed: 26.05.2018).

Panarin I.N. Informatsionnaia voina i geopolitika [Information war and geopolitics]. Moscow, Generation, 2006, 560 p. (In Russian)

Panarin I.N. SMI, propaganda i informatsionnye voiny [Media, propaganda and information wars]. Moscow, Generation, 2012, 336 p. (In Russian)

Pocheptsov G.G. Imidzhmeiker. Pablik rileishnz dlia politikov i biznesmenov [Image-Mak- er. Public relations for politicians and businessmen]. Kiev, Gubernikov Advertising Agency, 1995, 236 p. (In Russian)

Pocheptsov G.G. Informatsionnye voiny. Novyi instrumentarii politiki [Information war. New policy tools]. Moscow, Algorithm, 2015, 256 p. (In Russian)

Politika postpravdy i populizm v sovremennom mire: mat-ly Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem «Politika postpravdy i populizm v sovremennom mire» [Politics post-truth and populism in the modern world. Materials of the all-Russian scientific conference with international participa- tion “Politics post-truth and populism in the modern world”]. Ed. by O.V.Popova. St. Petersburg, Scythia-print, 2017, 282 p. (In Russian)

Ponomarev N.F. Informatsionnaia politika organa vlasti: propaganda, antipropaganda, kon- trpropaganda [Information policy of the authority: propaganda, anti-propaganda, counter-propa- ganda]. Perm, Perm state technical University publ., 2007, 184 p. (In Russian)

Popken B. Russian Trolls Duped Global Media And Nearly 40 Celebrities. NBC News. Available at: http://www.nbcnews.com/tech/social-media/trump-other-politicians-celebs-shared-boosted- russian-troll-tweets-n817036 (accessed: 28.05.2018).

Popken B., Cobiella K. Russian troll describes work in the infamous misinformation factory. NBC News. Available at: http://www.nbcnews.com/news/all/russian-troll-describes-work-infamous- misinformation-factory-n821486 (accessed: 26.05.2018).

Popova O.V. «Izmeritel’nyi instrument» v sravnitel’noi politologii: k voprosu o nereshennykh problemakh [“Measuring tool” in comparative politics: on the issue of unresolved problems]. PO- LITEKS: Politicheskaia ekspertiza [POLITEX: Political Expertise], 2009, no. 1, pp. 271–291. (In Rus- sian)

Popova O.V. Politicheskii analiz i prognozirovanie [Political analysis and forecasting]. Moscow, Aspect press, 2011, 464 p. (In Russian)

Press Briefing on the Congressional Review Act. Available at: http://www.whitehouse.gov/ briefings-statements/press-briefing-congressional-review-act-2-040517/ (accessed: 31.08.2018). Putin’s asymmetric assault on democracy in Russia and Europe: implications for U.S. national

security. Available at: http://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/FinalRR.pdf (accessed: 26.05.2018).

Shabanov L.V. Obshchaia konfliktologiia [The Overall conflictology]. St. Petersburg, SIC ART, 2017, 268 p. (In Russian)

Shirokorad A. B. Russkie piraty [The Russian pirates]. Moscow, Vagrius, 2007, 430 p. (In Russian)

Simon G. The art of the lie. Available at: http://www.drgeorgesimon.com/the-art-of-the-lie/ (ac- cessed: 27.05.2018).

Smal S.V. Analiz elektoral’nykh predpochtenii zhitelei Kryma: istoriia i sovremennost’ [Analysis of electoral preferences of residents of Crimea: history and modernity]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Scientific and technical statements of SPbSPU. Humanities and social Sciences], 2015, no. 4 (232), pp. 15–22. (In Russian)

Smal S.V. Tekhnologii formirovaniia postpravdy: konfliktologicheskii aspekt [Technologies of formation of the post of truth: the conflictological aspect]. Politika postpravdy i populizm v sovre- mennom mire [Politics post-truth and populism in the modern world]. St. Petersburg, Scythia-print, 2017, pp. 222–225. (In Russian)

Smirnov V. A. Otnosheniia politicheskikh elit stran Pribaltiki [The Relations of the Political Elite of the Baltic States]. Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEX], 2017, vol. 13, no. 1, pp. 93–102. (In Russian)

Sokolova O.V. Tipologiia diskursov aktivnogo vozdeistviia: poeticheskii avangard, reklama i PR [Typology of active impact discourses: poetic avant-garde, advertising and PR]. Moscow, Gnosis, 2014, 304 p. (In Russian)

Sproule J.M. Propaganda and democracy: the American experience of media and mass per- suasion. Cambridge, U.K., New York, Cambridge University Press, 2005, 332 p.

Toffler A. Tret’ia volna [The Third wave]. Moscow, AST, 2004, 781 p. (In Russian)

Tsyganov V.V. Informatsionnye voiny v biznese i politike [Information wars in business and poli- tics]. Moscow, Academic Project, 2007, 336 p. (In Russian)

War and the media: essays on news reporting, propaganda and popular culture. Ed. by P.M.Haridakis, B.S.Hugenberg and S.T.Wearden. Jefferson N.C., McFarland & Company, Inc., Publishers, 2009, 259 p.

Zavadski K. Putin’s Propaganda TV Lies About Its Popularity. The Daily Beast. Available at: http:// www.thedailybeast.com/putins-propaganda-tv-lies-about-its-popularity (accessed: 27.05.2018).

Загрузки

Опубликован

06.02.2022

Как цитировать

Смаль, С. (2022). ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ "ПОСТПРАВДЫ": ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА НА ПРИМЕРЕ ДОКЛАДА СЕНАТСКОГО КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ США ОТ 10 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 14(1), 98–116. https://doi.org/10.21638/spbu23.2018.109

Выпуск

Раздел

Международные политические процессы