СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: РИСКИ КОНФЛИКТНОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.101Аннотация
В статье рассматриваются социокультурные основания российской, этнической, конфессиональной и региональной идентичностей студенческой молодежи Северного Кавказа. Анализируется влияние уровня сформированности этих идентичностей на характер межэтнических отношений, социальную дистанцию между основными этноконфессиональными группами и риски социокультурной конфликтности идентичностей. Результаты социологического исследования 2022 г. показали высокую степень выраженности и позитивности социокультурных оснований российской, этнической и региональной идентичностей. В значимости эмоционально-психологической связи с основными социальными группами (этнос, конфессия, страна, регион) установлена существенная вариативность в зависимости от национальной принадлежности респондентов. Объединяющие социокультурные смыслы и символы занимают важное место в структуре российской идентичности молодых людей. Среди молодежи преобладают установки на межнациональное согласие, толерантность, этнокультурное взаимодействие и интеграцию. Социальная дистанция между студентами, относящими себя к основным этноконфессиональным группам, незначительна. Оценки респондентов подтверждают тенденцию к деполитизации этничности и уменьшению конфликтности основных макрогрупповых идентичностей. При этом сохраняется конфликтогенный потенциал социокультурных оснований самосознания молодых людей.
Ключевые слова:
Северный Кавказ, молодежь, межэтнические отношения, риски конфликтности, идентичность, социальная дистанция
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.