МАЙКЛ ОУКШОТТ И ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Авторы

  • Кирилл Федорищев Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.306

Аннотация

Активные структурные изменения, затрагивающие современный университет, служат  благоприятной почвой для большого количества дискуссий на тему организации высшей школы. Полемика о будущем образования существует, пожалуй, на всех уровнях коммуникации: определяются фундаментальные проблемы образовательных учреждений, формируется существенное количество предложений о реформировании и модернизации системы образования. Одни наблюдатели обусловливают необходимость создания системы свободного обучения, отрицая нормативный характер образования; другие стараются определить список канонических дисциплин и великих книг, которыми следует ограничиваться студентам и преподавателям; третьи полагают, что усилия по превращению университета в эффективную образовательную организацию постепенно сводят процесс преподавания до набора технических функций, создавая угрозу возможности подлинного обучения. В процессе реформ идея университета оказалась если не потеряна, то как минимум затемнена современной модой на поиск скрытых целей образования и программ их достижения. Поскольку мир переполнен целями и программами, для академических учреждений становится все более непреодолимым искушение подчиняться неизбежно противоречивым передовым практикам. В связи с этим вновь возникает спрос на исследование форм организации высшего образования, разработанных величайшими теоретиками современности. В статье рассматриваются актуальные аспекты дискуссии о концепции образования в политической философии Майкла Оукшотта (1901–1990). Автор предпринимает попытку прочитать политическую теорию М.Оукшотта как форму политического образования.

Ключевые слова:

Майкл Оукшотт, политическое образование, гражданское образование, идея университета, политическая теория

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Boucher D. Oakeshott, Freedom and Republicanism. The British Journal of Politics and International Relations, 2005, vol. 7, pp. 81–96.

Boucher D. The Creation of the Past: British Idealism and Michael Oakeshott’s Philosophy of History. History and Theory, 1984, vol. 23, no. 2, pp. 193–214.

Campbell E. Michael Oakeshott on Religion, Aesthetics and Politics. Columbia, University of Missouri Press, 2006. 211 p.

Franco P. A Companion to Michael Oakeshott. Pennsylvania, Pennsylvania State University Press, 2012. 346 p.

Fuller T. The Voice of Liberal Learning: Michael Oakeshott on Education. New Haven, London, 1989. 169 p. 

Gutorov V. A. Education in Modern Political Theory Discourse (Bibliographic Review). Polis. Political Studies, 2019, no. 3, pp. 107–126. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.07 (In Russian)

Inglis F. Ideology and the Curriculum: The Value Assumptions of System Builders. London, Open University Press, 1975. P. 3–14.

McIlwain D. Michael Oakeshott and Leo Strauss: The Politics of Renaissance and Enlightenment. Cham, Palgrave Macmillan, 2019. 222 p.

Meadcroft J. Major Conservative and Libertarian Thinkers. Bloomsbury Academic, 2009. 176 p.

Midgley M. Beast and Man: The Roots of Human Nature. London, Methuen, 2002. 480 p.

Nardin T. The Philosophy of Michael Oakeshott. University Park, State University of Pennsylvania Press, 2001. 255 p.

Newman J. H. The Idea of a University. London, New York, Bombay, Longman, Green and Co., 1901. 523 p.

Oakeshott M. Education: The Engagement and its Frustration. Journal of Philosophy of Education, 1971, vol. 5, pp. 43–76.

Oakeshott М. Experience and its Modes. Cambridge University Press, 1986. 368 p.

Oakeshott M. History and the Social Sciences. An exchange with M. M. Postan, in The Institute of Sociology, The Social Sciences. London, Le Play House Press, 1936, pp. 71–81.

Oakeshott M. Lectures in the History of Political Thought. Selected Writings, Volume II, ed. Terry Nardin and Luke O’Sullivan. Imprint Academic, 2006. 550 p. 

Oakeshott M. On Human Conduct. Oxford, Clarendon Press, 1986. 344 p.

Oakeshott M. Political Though as a Subject of Historical Enquiry. What is History? and other essays, Selected Writings, Volume I, ed. Luke O’Sullivan. Imprint Academic, 2004. 411 p. 

Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. Indianapolis, Liberty Press, 1991. 479 p.

Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. Rus. Ed. Мoscow, «Ideya-Press» Publ., 2002. 288 p. (In Russian)

Oakeshott M. The Activity of Being an Historian. Historical Studies, vol. 1. London, 1958, pp. 1–19.

Oakeshott M. The Definition of a University. Journal of Educational Thought, 1967, pp. 129–142.

Oakeshott M. The Masses in Representative Democracy. Freedom and Serfdom: an Anthology of Western Thought. Dordrecht, 1961, pp. 151–170.

Oakeshott M. The Vocabulary of a Modern European State. Political Studies. Sheffield, 1975, no. 23, pp. 319–341.

Pelikan J. The Idea of the University. A Reexamination. New Haven and London, Yale University Press, 1992. 238 p.

Podoksik E. In Defence of Modernity: Vision and Philosophy in Michael Oakeshott. Imprint Academic, 2003, pp. 227–229.

Roberts P., Saeverot H. Education and the Limits of Reason. Reading Dostoevsky, Tolstoy and Nabokov. London; New York, Routledge, 2018. 143 p.

Strauss L. Liberalism Ancient and Modern. University of Chicago Press, 1995. 283 p.

Strauss L. Natural Right and History. University of Chicago Press, 1965. 326 p. ‬‬‬‬‬‬‬

Transforming Understandings of Diversity in Higher Education: Demography, Democracy, and Discourse, ed. by P. A. Pasque, N. Ortega, J. C. Burkhardt, M. P. Ting. Sterling, Virginia, Stylus Publishing, 2016. 260 p.

Wall G. I. The concept of vocational Education. Philosophy of educational society of Great Britain, 1967, vol. 2, pp. 51–65.

Wendell J. C. Jr. Michael Oakeshott as Philosopher of the Creative. The Place of Michael Oakeshott in Contemporary Western and Non-Western Thought, ed. Noël O’Sullivan Imprint Academic, 2017. 162 p.

Weymann A. States, Markets and Education. The Rise and Limits of the Education State. New York; London, Palgrave Macmillan, 2014. 190 p.

Williams K. The Gift of an interval: Michael Oakeshott’s idea of a university education. British Journal of Educational Studies, 1989. 15 p.


Загрузки

Опубликован

30.11.2020

Как цитировать

Федорищев, К. (2020). МАЙКЛ ОУКШОТТ И ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 16(3), 397–413. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.306

Выпуск

Раздел

Теоретическая политология