ПОСТПРАВДА И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ КАК ФАКТОРЫ КРИЗИСА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ОБРАЗОВАНИЯ: О НЕКОТОРЫХ ДИСКУРСИВНЫХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.301Аннотация
В статье анализируются итоги новейших теоретических дискуссий в западной политической теории, участники которых исследуют специфические особенности формирования неолиберального дискурса «постправды», разрушающего традиции рациональной политики и основы гуманистической парадигмы образования, сформировавшейся в эпохи европейского Возрождения и Просвещения. В современном мире классический гуманизм резко контрастирует с политическими реалиями и идеями, превалирующими в социальных дискурсах, в том числе и в сфере социальных наук. В наши дни многие интеллектуалы, политики и ученые считают почти непреложным факт, что мы все окончательно переместились в мир «постправды» и «постгуманизма» и поэтому должны примириться с бесконечными потоками лжи, манипуляций, бессодержательной пропаганды, предельно примитивизирующей сложившиеся представления о демократических нормах и институтах, и попытаться разработать понятийный аппарат, отражающий новую реальность. Вместе с тем современные концепции постправды во многих своих аспектах развивают идеи, возникшие еще на рубеже 1960–1970-х годов, когда контуры «постмодернистского поворота» лишь намечались в западном политическом дискурсе. Более того, исторические истоки современного феномена постгуманизмавосходят к контрреволюционной идеологии и философской полемике с наследием Великой французской революции и Просвещения, которая была инициирована на рубеже XVIII–XIX вв. в трудах «отцов-основателей» современного консерватизма — Жозефа де Местра и Луи де Бональда. После Второй мировой войны интеллектуальная атака на гуманизм стала одной из отличительных черт французского структурализма и последующих, более радикальных, постструктуралистских доктрин. В статье подробно обосновывается тезис, согласно которому сегодня тема дискурса претендует на роль своеобразного «гегемона», нередко диктующего участникам дискуссий характер и направленность аргументации. Обсуждение учеными различных аспектов политического господства, политических коммуникаций и образования не является в этом плане исключением. В процессе распространения данной тенденции становилось очевидным, что необходимой предпосылкой анализа языка политики оказывается понимание специфики различных его уровней — от «высокой» политической теории до личностных, субъективных характеристик.
Ключевые слова:
гуманизм, рационализм, образование, историческая традиция, политическая теория, политический дискурс, либерализм, неолиберализм, постправда, трансгуманизм
Скачивания
Библиографические ссылки
Adorno Th. W. Jargon der Eigentlicheit: zur deutschen Ideologie. Frankfurt am Main: Edition Suhrkamp, 1997. 141 s.
Agamben G. Means without End: Notes on Politics. Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 2000. 153 p.
Baudrillard J. Pour une critique de l’économie politique du signe. Paris: Gallimard, 1977. 159 p.
Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris: Editions Galilée, 1981. 236 p.
Baudrillard J. The Ecstasy of Communication // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / ed. by Hal Foster. Port Townsend, Washington: Bay Press, 1983. P. 126–134.
Block D. Post-Truth and Political Discourse. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2019. 130 p.
Brown W. In the Ruins of Neoliberalism: The Rise of Antidemocratic Politics in the West. New York: Columbia University Press, 2019. 248 p.
Buchanan T. East Wind: China and the British Left, 1925–1976. Oxford: Oxford University Press, 2012. 250 p.
Dosse F. History of Structuralism. Vol. I: The Rising Sign. Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 1997. 458 p.
Evans M. The Singular Politics of Derrida and Baudrillard. London: Palgrave Macmillan, 2014. 102 p.
Foucault M. The Order of Things: An Archaeology of the Human Sciences. London; New York: Routledge, 2002. 422 p.
Genosko G. McLuhan and Baudrillard: The Masters of Implosion. London; New York: Routledge, 1999. 160 p.
Gentile E. L’apocalisse della modernità. La Grande guerra per l’uomo nuovo. Milano: Mondadori, 2014. 308 p.
Hickman L.A. Pragmatism as Post-postmodernism: Lessons from John Dewey. New York: Fordham University Press, 2007. 284 p.
Jacoby R. The End of Utopia: Politics and Culture in an Age of Apathy. New York: Basic Books, 1999. 236 p.
Jacoby R. On Diversity: The Eclipse of the Individual in a Global Era. New York: Seven Stories Press, 2020. 240 p.
Kalpokas I. A. Political Theory of Post-Truth. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2019a. 135 p.
Kalpokas I. Algorithmic Governance: Politics and Law in the Post-Human Era. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2019b. 120 p.
Latouche S. Quel che resta di Baudrillard. Torino: Bollati Boringhieri, 2020. 256 p.
Lechner N. Politics in Retreat: Redrawing Our Political Maps // End of Politics?: Explorations into Modern Antipolitics / ed. by Andreas Schedler. London: Palgrave Macmillan, 1997. P. 168–184.
Marttila T. Post-Foundational Discourse Analysis. From Political Difference to Empirical Research. London: Palgrave Macmillan, 2015. 238 p.
Nealon J. Th. Post-postmodernism, or, the Logic of Just-in-Time Capitalism. Stanford, California: Stanford University Press, 2012. 227 p.
Niozov S., Shamatov D. Teachers Surviving to Teach: Implications for Post-Soviet Education and Society in Tajikistan and Kyrgyzstan // Globalisation, Ideology and Education Policy Reforms / ed. by Joseph Zajda. Dordrecht; Heidelberg; London; New York: Springer, 2010. P. 153–174.
Nybom Th. The Disintegration of Higher Education in Europe, 1970–2010: A Post-Humboldtian Essay // Clark Kerr’s World of Higher Education Reaches the 21st Century. Chapters in a Special History / ed. by Sheldon Rothblatt. Dordrecht; Heidelberg; New York; London: Springer, 2012. P. 163–182.
Peters M. A. Neoliberalism as Political Discourse: The Political Arithmetic of Homo Oeconomicus // The Impacts of Neoliberal Discourse and Language in Education: Critical Perspectives on a Rhetoric of Equality, Well-Being, and Justice / ed. by Mitja Sardoč. New York; London: Routledge, 2021. P. 69–85.
Philosophy and Political Engagement. Reflection in the Public Sphere / ed. by A. Fives, K. Breen. London: Palgrave Macmillan, 2016. 275 p.
Post-and Transhumanism: An Introduction / ed. by Robert Ranish, Stefan Lorenz Sorgner. Franfurkt am Main: Peter Lang, 2014. 313 p.
Posthumanism in the Age of Humanism: Mind, Matter, and the Life Sciences after Kant / ed. by Edgar Landgraf, Gabriel Trop, Leif Weatherby. New York: London: Bloomsbury Academic, 2018. 337 p.
Post-Truth and the Mediation of Reality: New Conjunctures / ed. by Rosemary Overell and Brett Nicholls. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2019. 215 p.
Reagan T. Non-Western Educational Traditions: Local Approaches to Thought and Practice. 4th ed. New York; London: Routledge, 2018. 372 p.
Rhetoric in Neoliberalism / ed. by Kim Hong Nguyen. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2017. 234 p.
Riedner R.C. Writing Neoliberal Values. Rhetorical Connectivities and Globalized Capitalism. London: Palgrave Macmillan, 2015. 162 p.
Rolfe M. The Reinvention of Populist Rhetoric in the Digital Age. Insiders & Outsiders in Democratic Politics. Singapore: Palgrave Macmillan, 2016. 259 p.
Rüsen J. Intercultural Humanism: Idea and Reality // An Insatiable Dialectic: Essays on Critique, Modernity, and Humanism / ed. by Roberto Cantú. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2014. P. 70–87.
Sarup M. Introductory Guide to Post-Structuralism and Postmodernism. 2nd ed. New York: Harvester Wheatsheaf, 1993. 206 p.
Themelis S. Critical Reflections on the Language of Neoliberalism in Education: Dangerous Words and Discourses of Possibility. New York; London: Routledge, 2021. 230 p.
The Foucault Effect: Studies in Governmentality / ed. by Graham Burchell, Colin Gordon, Peter Miller. Chicago: Chicago University of Chicago Press 1991. 307 p.
The Power In/Of Language / ed. by David R. Cole and Linda J. Graham. Oxford: Wiley-Blackwell, 2012. 152 p.
Thompson M. Enough Said. What’s Gone Wrong with the Language of Politics? New York: St.Martin’s Press, 2016. 315 p.
Wolin R. The Seduction of Unreason: The Intellectual Romance with Fascism from Nietzsche to Postmodernism. Princeton: Princeton University Press, 2004. 375 p.
Wolin R. The Wind from the East: French Intellectuals, the Cultural Revolution, and the Legacy of the 1960s. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2010. 391 p.
Zajda J. The Politics of Education Reforms and Policy Shifts in the Russian Federation // Globalisation, Ideology and Education Policy Reforms / ed. by Joseph Zajda. Dordrecht; Heidelberg; London; New York: Springer, 2010. P. 175–192.
Zvi Baron I. How to Save Politics in a Post-Truth Era: Thinking through Difficult Times. Manchester: Manchester University Press, 2018. 230 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.