ДОНАЛЬД ТРАМП, НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ И ДИЛЕММЫ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Владимир Гуторов Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2018.409

Аннотация

В рецензии на две монографии видного американского ученого, одного из наиболее известных современных представителей западной «критической теории», Анри А. Жиру раскрываются основные аспекты критики авторитарных тенденций в политике США в последнее десятилетие XXI в. В этих работах весьма рельефно обрисовываются образы надвигающегося кошмара и фашистской угрозы. Будучи крупным специалистом в области образования, образовательной политики и технологий, А. Жиру уделяет наибольшее внимание тем угрозам, которые, как ему представляется, могут окончательно уничтожить традиции либерального школьного и университетского образования, формировавшиеся на протяжении нескольких веков и представленные в ХХ в. такими блестящими теоретиками, как Джон Дьюи и Мортимер Адлер. Характеризуя причины кризиса американского общества и государственных институтов, А. Жиру, подобно многим радикальным представителям критического направления социально-политического анализа, постоянно использует понятие «неолиберальный фашизм», в том числе для характеристики процессов в сфере образования и педагогики. Размышления А. Жиру о формировании неолиберального фашизма в США можно рассматривать как некий авторский комментарий к анализу тех многообразных террористических угроз, источником которых являются не столько атаки исламских экстремистов, сколько стремление американских правящих кругов закрепить практики террора в структурах политических и социальных институтов. Подчеркивается, что в западной политической науке со второй половины ХХ в. и вплоть до наших дней анализ образовательной политики отмечен чертами глубокого скепсиса в отношении возможностей политических лидеров и общественных институтов осуществлять реформы в образовательной сфере. Основная надежда возлагается на сопротивление снизу и связана с уверенностью в том, что школам и университетам в конечном счете удастся сохранить свой потенциал в качестве последних бастионов критической мысли в США.

Ключевые слова:

образование, политика, авторитаризм, тоталитаризм, фашизм, демократия, сопротивление, критическая мысль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Гуторов В. А., Ширинянц А. А. (2017а) Терроризм как теоретическая и историческая проб- лема: некоторые аспекты интерпретации // Полис. Политические исследования. 2017. No 3. С. 30–54.

Гуторов В. А., Ширинянц А. А. (2017b) Современный терроризм как политический и психо- логический феномен: актуальные аспекты интерпретации // Przegląd Strategiczny. 2017. Rok VII, no. 10. P.277–293.

Гуторов В.А., Ширинянц А.А. Терроризм и революция // Przegląd Strategiczny. 2018. No. 11. P.243–255.

Aronowitz S., Giroux H. A. Postmodern Education. Politics, Culture, and Social Criticism. Minne- apolis; London: University of Minnesota Press, 1991. 205 p.

Barrow C.W. The Entrepreneurial Intellectual in the Corporate University. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2018. 104 p.

Chomsky N., Giroux H. A. Because We Say So. San Francisco: City Lights Books, 2015. 200 p.

Giroux H.A. Postmodernism, Feminism, and Cultural Politics: Redrawing Educational Bounda- ries. Albany: State University of New York Press, 1991. 308 p.

Giroux H. A. Fugitive Cultures: Race, Violence, and Youth. New York; London: Routledge, 1996. 247 p.

Giroux H. A. Pedagogy and the Politics of Hope: Theory, Culture, and Schooling: A Critical Read- er. Boulder; Oxford: Westview Press, 1997. 290 p.

Giroux H. A. The Mouse That Roared: Disney and the End of Innocence. Lanham; Boulder; New York; Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1999. 186 p.

Giroux H. A. (2000a) Counter-Public Spheres and the Role of Educators as Public Intellectuals: Paulo Freire’s Cultural Politics // Masses, Classes and the Public Sphere / eds M.Hill, W.Montag. London; New York: Verso, 2000. P.251–268.

Giroux H. A. (2000b) Impure Acts: The Practical Politics of Cultural Studies. New York; London: Routledge, 2000. 166 p.

Giroux H.A. (2000c) Stealing Innocence: Youth, Corporate Power, and the Politics of Culture. New York: Palgrave Macmillan, 2000. 197 p.

Giroux H.A. The Abandoned Generation: Democracy Beyond the Culture of Fear. New York: Palgrave Macmillan, 2003. 234 p.

Giroux H. A. Border Crossings: Cultural Workers and the Politics of Education. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2005. 263 p.

Giroux H.A. (2009a) Democracy’s Nemesis. The Rise of the Corporate University // Cultural Studies ↔ Critical Methodologies. 2009. October. P. 669–695.

Giroux H.A. (2009b) Youth in a Suspect Society: Democracy or Disposability? New York: Pal- grave Macmillan, 2009. 237 p.

Giroux H. A. (2011a) On Critical Pedagogy. New York; London: Continuum, 2011. 186 p.

Giroux H.A. (2011b) Zombie Politics and Culture in the Age of Casino Capitalism. New York: Peter Lang, 2011. 167 p.

Giroux H.A. (2014a) Neoliberalism’s War on Higher Education. Chicago, Illinois: Haymarket Books, 2014. 256 p.

Giroux H.A. (2014b) The Violence of Organized Forgetting: Thinking Beyond America’s Disim- agination Machine. San Francisco: City Lights Books, 2014. 280 p.

Giroux H. A. America’s Addiction to Terrorism. New York: Monthly Review Press, 2016. 192 p.

Giroux H. A. (2018a) American Nightmare: Facing the Challenge of Fascism. San Francisco: City Lights Books, 2018. 384 p.

Giroux H.A. (2018b) Neoliberal Fascism and the Echoes of History. URL: https://truthout.org/ articles/neoliberal-fascism-and-the-echoes-of-history (дата обращения: 08.08.2018).

Giroux H.A. (2018c) The Public in Peril: Trump and the Menace of American Authoritarianism. New York; London: Routledge, 2018. 312 p

Giroux H.A. (2018d) Trump, Kavanaugh and the Path to Neoliberal Fascism. URL: https:// truthout.org/articles/trump-kavanaugh-and-the-path-to-neoliberal-fascism/ (дата обращения: 11.10.2018).

Giroux H. A., Giroux S. S. Take Back Higher Education. Race, Youth, and the Crisis of Democracy in the Post-Civil Rights Era. New York: Palgrave Macmillan, 2004. 324 p.

Hunt J. University of Nike: How Corporate Cash Bought American Higher Education. New York: Melville House, 2018. 301 p.

Kellner D. American Nightmare: Donald Trump, Media Spectacle, and Authoritarian Populism. Rotterdam; Boston; Taipei: Sense Publishers, 2016. 109 p.

Lissovoy N.D. Education and Emancipation in the Neoliberal Era. Being, Teaching, and Power. New York: Palgrave Macmillan, 2015. 212 p.

Reich W. The Mass Psychology of Fascism. Third Edition. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2013. 494 p.

Shane P. M. Madison’s Nightmare: How Executive Power Threatens American Democracy. Chi- cago; London: University оf Chicago Press, 2009. 245 p.

Steal This University: The Rise of the Corporate University and the Academic Labor Movement / eds B.Johnson, P.Kavanagh, K.Mattson. New York; London: Routledge, 2003. 265 p.

Walt S. M. The Hell of Good Intentions: America’s Foreign Policy Elite and the Decline of U. S. Primacy. New York: Farrar Straus and Giroux, 2018. 400 p.

References

Aronowitz S., Giroux H.A. Postmodern Education. Politics, Culture, and Social Criticism. Min- neapolis, London, University of Minnesota Press, 1991. 205 p.

Barrow C.W. The Entrepreneurial Intellectual in the Corporate University. Cham, Switzerland, Palgrave Macmillan, 2018. 104 p.

Chomsky N., Giroux H. A. Because We Say So. San Francisco, City Lights Books, 2015. 200 p.

Giroux H. A. (2000a) Counter-Public Spheres and the Role of Educators as Public Intellectuals: Paulo Freire’s Cultural Politics. Masses, Classes and the Public Sphere. Eds M. Hill, W. Montag. Lon- don, New York, Verso, 2000, pp. 251–268.

Giroux H. A. (2000b) Impure Acts: The Practical Politics of Cultural Studies. New York, London, Routledge, 2000. 166 p.

Giroux H.A. (2000c) Stealing Innocence: Youth, Corporate Power, and the Politics of Culture. New York, Palgrave Macmillan, 2000. 197 p.

Giroux H. A. (2009a) Democracy’s Nemesis. The Rise of the Corporate University. Cultural Stud- ies ↔ Critical Methodologies. October, 2009, pp. 669–695.

Giroux H.A. (2009b) Youth in a Suspect Society: Democracy or Disposability? New York, Pal- grave Macmillan, 2009. 237 p.

Giroux H. A. (2011a) On Critical Pedagogy. New York; London, Continuum, 2011. 186 p.

Giroux H.A. (2011b) Zombie Politics and Culture in the Age of Casino Capitalism. New York, Peter Lang, 2011. 167 p.

Giroux H.A. (2014a) Neoliberalism’s War on Higher Education. Chicago, Illinois, Haymarket Books, 2014. 256 p.

Giroux H.A. (2014b) The Violence of Organized Forgetting: Thinking Beyond America’s Disim- agination Machine. San Francisco: City Lights Books, 2014. 280 p.

Giroux H. A. (2018a) American Nightmare: Facing the Challenge of Fascism. San Francisco, City Lights Books, 2018. 384 p.

Giroux H.A. (2018b) Neoliberal Fascism and the Echoes of History. Available at: https://truth- out.org/articles/neoliberal-fascism-and-the-echoes-of-history (accessed: 08.08.2018).

Giroux H.A. (2018c) The Public in Peril: Trump and the Menace of American Authoritarianism. New York, London, Routledge, 2018. 312 p.

Giroux H.A. (2018d) Trump, Kavanaugh and the Path to Neoliberal Fascism. Available at: https://truthout.org/articles/trump-kavanaugh-and-the-path-to-neoliberal-fascism (accessed: 11.10.2018).

Giroux H. A. America’s Addiction to Terrorism. New York: Monthly Review Press, 2016. 192 p.

Giroux H. A. Border Crossings: Cultural Workers and the Politics of Education. 2nd ed. New York, London, Routledge, 2005. 263 p.

Giroux H.A. Fugitive Cultures: Race, Violence, and Youth. New York; London, Routledge, 1996. 247 p.

Giroux H.A. Pedagogy and the Politics of Hope: Theory, Culture, and Schooling: A Critical Reader. Boulder, Oxford, Westview Press, 1997. 290 p.

Giroux H. A. Postmodernism, Feminism, and Cultural Politics: Redrawing Educational Bounda- ries. Albany, State University of New York Press, 1991. 308 p.

Giroux H.A. The Abandoned Generation: Democracy Beyond the Culture of Fear. New York, Palgrave Macmillan, 2003. 234 p.

Giroux H. A. The Mouse That Roared: Disney and the End of Innocence. Lanham; Boulder; New York; Oxford, Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1999. 186 p.

Giroux H.A., Giroux S.S. Take Back Higher Education. Race, Youth, and the Crisis of Democ- racy in the Post-Civil Rights Era. New York, Palgrave Macmillan, 2004. 324 p.

Gutorov V.A., Shirinyants A.A. Terrorizm i revolutsiia [Terrorism and revolution]. Przegląd Stra- tegiczny [Strategic Review], 2018, no. 11, pp. 243–255. (In Russian)

Gutorov V.A., Shirinyants A.A.(2017a) Terrorizm kak teoreticheskaia i istoricheskaia problema: nekotorye aspekty interpretatsii [Terrorism as a Theoretical and Historical Problem: Some Aspects


of Interpretations]. Polis. Politicheskie issledovaniia [POLIS: Political Studies], 2017, no. 3, pp. 30– 54. (In Russian)

Gutorov V.A., Shirinyants A.A.(2017b) Sovremennyi terrorizm kak politicheskii i psikhologich- eskii fenomen: aktual’nye aspekty interpretatsii [Modern terrorism as political and psychologi- cal phenomenon]. Przegląd Strategiczny [Strategic Review], 2017, vol. VII, no. 10, pp. 277–293. (In Russian)

Hunt J. University of Nike: How Corporate Cash Bought American Higher Education. New York, Melville House, 2018. 301 p.

Kellner D. American Nightmare: Donald Trump, Media Spectacle, and Authoritarian Populism. Rotterdam, Boston, Taipei, Sense Publishers, 2016. 109 p.

Lissovoy N. D. Education and Emancipation in the Neoliberal Era. Being, Teaching, and Power. New York, Palgrave Macmillan, 2015. 212 p.

Reich W. The Mass Psychology of Fascism. 3rd ed. New York, Farrar, Straus and Giroux, 2013. 494 p.

Shane P. M. Madison’s Nightmare: How Executive Power Threatens American Democracy. Chi- cago, London, University оf Chicago Press, 2009. 245 p.

Steal This University: The Rise of the Corporate University and the Academic Labor Movement.

Eds B.Johnson, P.Kavanagh, K.Mattson. New York, London, Routledge, 2003. 265 p.

Walt S. M. The Hell of Good Intentions: America’s Foreign Policy Elite and the Decline of U. S. Pri-

macy. New York, Farrar Straus and Giroux, 2018. 400 p.

Загрузки

Опубликован

05.02.2022

Как цитировать

Гуторов, В. . (2022). ДОНАЛЬД ТРАМП, НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ И ДИЛЕММЫ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 14(4), 589–597. https://doi.org/10.21638/spbu23.2018.409

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)