ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНОЙ АНАЛИТИКИ

Авторы

  • ЕЛЕНА БРОДОВСКАЯ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • ВЛАДИМИР ЛУКУШИН Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.401

Аннотация

В статье представлены результаты прикладного политического исследования, посвященного процессу трансформации электоральных ожиданий российских граждан в период пандемии COVID-19. Контекст исследования обусловлен кардинальными изменениями в общественных настроениях, сформированных под влиянием негативных эффектов пандемии. В условиях масштабных ограничений и повышенной волатильности политических процессов, среди ключевых трендов развития электоральных ожиданий закрепляется запрос граждан на развитие социальных институтов государства и развитие новых форм социальных проектов. Таким образом, предметом пристального внимания современных исследователей становится направленность, содержание и структура процесса трансформации электоральных ожиданий россиян. Введенная в рамках данного исследования категория «социально-ориентированный информационный поток» объединяет в себе совокупность открытых цифровых следов интернет-пользователей, отражающих декларирование указанных общественных требований. Методика исследования опирается на использование гибридной стратегии и комбинации современных методов социально-медийной аналитики: когнитивного картирования цифрового контента, автоматизированного социально-медийного анализа информационных потоков и ивент-анализа. По результатам исследования авторами сделан вывод о формировании тенденции «социального поворота» в развитии электоральных ожиданий российских граждан. В период пандемии коронавируса зафиксировано четырехкратное увеличение социально ориентированного потока, находящего популярность среди всех возрастных групп. На основе отбора цифровых маркеров, авторами определены наиболее распространенные в информационном пространстве ценностно-идеологические модели, условия формирования в России нового «социального контакта», а также роль различных политических акторов в артикуляции актуальных общественных запросов. В ходе исследования зафиксирована взаимосвязь доминирующих в сети социально-политических требований и динамики избирательных процессов, выступающих в роли катализатора указанных изменений. Низкая степень политизации и радикализации общественных ожиданий свидетельствует о запросе на сохранение устойчивости политической системы при смене вектора и содержания социально-экономической политики.

Ключевые слова:

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ, ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ НАСТРОЕНИЯ, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ЦИФРОВАЯ СРЕДА, ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ, СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНЫЙ АНАЛИЗ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

13.02.2023

Как цитировать

БРОДОВСКАЯ, Е., & ЛУКУШИН, В. (2023). ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНОЙ АНАЛИТИКИ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 18(4), 342–361. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.401

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы и технологии