ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК ПРОТЕСТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Авторы

  • Елена Бродовская Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Мария Давыдова Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Владимир Лукушин Финансовый университет при Правительстве РФ

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.204

Аннотация

В статье представлены результаты прикладного политического исследования, посвященного анализу информационных потоков протестной мобилизации в российском сегменте социальных медиа. Контекст исследования обусловлен усиливающимся внешним информационным давлением, деструктивной деятельностью отдельных политических акторов, а также протестными процессами в странах-соседях, которые используются для реализации технологии заражения и распространения «протестной волны» на территории России. Методика исследования опирается на использование гибридной стратегии и комбинации современных методов социально-медийной предиктивной аналитики: когнитивного картирования контента, автоматизированного социально-медийного анализа, метода построения социальных графов и окулометрического (айтрекингового) анализа. По результатам исследования авторами сделан вывод о существенном влиянии специальной военной операции на Украине на уровень протестного потенциала в обществе: на старте спецоперации определен рост протестных настроений, не нашедших развития на фоне общественной консолидации и продемонстрировавших резкий спад с редкими, но точечными информационными вспышками. Данный факт подтверждает вывод о контролируемости цифрового протеста и значимой роли внешних игроков в данном процессе. В течение 2022 г. модераторы протестных информационных потоков, следуя стратегии «хватай всех», использовали разнообразные триггеры: нарушения политических права и свобод, усиливающиеся социально-экономические проблемы, новые геополитические вызовы. Протестные сообщества в социальных медиа, генерирующие и распространяющие цифровой контент, ориентированный на протестные аудитории, характеризуются высокой управляемостью и плотностью внутренних связей. Наибольшую мобилизационную эффективность продемонстрировали сообщества с высокой долей популярных лидеров общественного мнения. При этом в процессе формирования протестных информационных потоков продолжает доминировать технология «мирного» протеста, что позволяет масштабировать аудиторию и пользовательскую активность. Лояльность протестному контенту демонстрируют пользователи, для которых характерны несдержанность, импульсивность, рисковые модели поведения и внешний локус контроля.

Ключевые слова:

политический протест, протестная мобилизация, цифровой протест, социальные медиа, информационные потоки, цифровой контент, цифровые коммуникации, окулометрия, социально-медийный анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

24.08.2023

Как цитировать

Бродовская, Е., Давыдова, М., & Лукушин, В. (2023). ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК ПРОТЕСТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 19(2), 195–214. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.204

Выпуск

Раздел

Политика и информационные технологии