КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТА В РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы

  • Денис Мартьянов Санкт-Петербургский государственный университет
  • Наталья Подлесская Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.104

Аннотация

Конвергенция телевидения и киберпространства - завершающий этап интеграции традиционных медиа и Интернета. В связи с этим изменяется роль телевидения в обществе, меняется культура потребления телевизионных продуктов и становится заметна трансформация телевизионной аудитории. Неизбежно возникает вопрос о новых функциях и новой стратегии развития телевидения в постглобальном информационном индивидуализированном обществе. Авторы статьи рассматривают такие аспекты трансформации телевидения, как переход от типа «публичная сфера» к типам «пузырь собственных предпочтений» и «эхо-камера». В связи с этим внимание акцентируется на политических аспектах, феномене постправды, а также социальных и коммуникативных факторах, связанных с трансформацией аудитории. Единая аудитория замещается большим количе- ством малых аудиторий - сетей и сообществ. Трансформация аудитории сопряжена с изменением коммуникативного пространства, появлением новых средств коммуникации, использующих видеоконтент. На смену общественному телевидению, ограниченному границами национального государства, приходит социальное телевидение, рамки которого задают глобальные социальные сети. Альтернативой традиционному телевидению в Интернете выступают также стриминговые сервисы и Youtube, вопросы интеграции которых в информационное пространство постглобалистского национального государства остаются дискуссионными. Авторы задаются вопросом, касающимся роли национальных государств в управлении современным Интернетом. Конвергенция Интернета и телевидения протекает как в форме социального телевидения, так и в виде репрезентации киберпространства в традиционных телевизионных форматах. Исследователи делают акцент на российской специфике данных процессов. В качестве примера взаимопроникновения телевидения и Интернета в исследовании рассмотрен кейс использования материалов микроблогов Twitter в телевизионной программе «Время покажет» на Первом канале. Произведен эмпирический анализ твитов и выявлены основные закономерности коммуникации в программе «Время покажет». На основе произведенного анализа делаются выводы о соотнесении моделей конвергенции телевидения и Интернета в России с моделями «эхо-камера» и «публичная сфера».

Ключевые слова:

Социальное телевидение, бот, тролль, публичная сфера, общественное телевидение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Денис Мартьянов, Санкт-Петербургский государственный университет

канд. полит. наук, доц.

Наталья Подлесская, Санкт-Петербургский государственный университет

Аспирант

Библиографические ссылки

Бодрунова С.С. Концепции публичной сферы и медиакратическая теория: поиск точек соприкосновения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. No 1. С. 110–132.

Вартанова Е.Л. Телевидение цифровой эпохи: к постсетевой и интерактивной модели // От центрального к цифровому: Телевидение в России / под ред. В.В.Струкова, В.В.Зве- рева. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2014. С. 1–26.

Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимо- сти междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестник Московского уни- верситета. Сер. 10: Журналистика. 2011, No 4. С. 6–26.

Зиновьев А.О. Дискурс и государство // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2008. No 4 (1), с.261–273.

Ковалев П.А. Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: Московский гуманитар. ун-т, 2006. 22 с.

Малеина Е.А. Культурология медиапространства (интеграция традиционных СМИ и Ин- тернета) // Ярославский педагогический вестник. 2015. No 5. С. 366–371.

Мартьянов Д.С. Политический бот как профессия // Политическая экспертиза: ПОЛИ- ТЭКС. 2016. Т.12, No 1. С.74–89.

Мартьянов Д.С., Быков И.А. Идеологическая сегрегация и цифровое неравенство в рос- сийском интернет-сообществе // Социодинамика. 2018. No 4. С. 43–55.

Новиков А. Эффект «второго экрана» и социальное телевидение // Бизнес. Общество. Власть. 2012. No 11. С.64–72.

Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? / пер. с англ. А. Ширико- ва. М.: Альпина Бизнес Букс. 2012. 304 с.

Полуэхтова И.А. Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян // Ме- диаскоп. 2018. Вып. 4. URL: // http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 20.06.2019).

Старченков А.П. Телевидение как инструмент формирования мировоззрения современ- ной молодежи Германии // Культура и цивилизация. 2016. No 1. С. 169–183.

Структура и дискурс виртуальной элиты 2.0 в России. Монографическое исследование / под ред. Д.С.Мартьянова. СПб.: ЭлекСис, 2017. 124 c.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: Издательство ACT, 1999. 784 с.

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодей- ствия // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2018. No 3. С. 3–16.

Abercrombie N., Longhurst B. Audiences: A Sociological Theory of Performance and Imagina- tion. London: Sage, 1998.

Cooke L. A visual convergence of print, television, and the internet: Charting 40 years of design change in news presentation. New Media & Society — NEW MEDIA SOC. 7. 2005. P. 22–46.

Fish A. Participatory Television: Convergence, Crowdsourcing, and Neoliberalism. Communica- tion, Culture and Critique. Vol.6. Iss. 3. September 2013. P.372–395.

Flow TV: television in the age of media convergence / ed. by M. Kackman et al. New York: Rou- tledge. 2011. 291 p.

Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.

Holmes S., Jermyn D.The audience is dead; Long live the audience! Interactivity, ‘telephilia’ and the contemporary television audience. Critical Studies in Television. 2006. Vol.1(1). P.49–57.

Jenkins H. Convergence culture. New York: New York University Press. 2006. Livingstone S. The participation paradigm in audience research. Communication Review. 2013. Vol.16. P.1–2, 21–30.

Longhurst B., Bagnall G., Savage M. Audiences, museums and the English middle class // Museum and society, Jul 2004. Iss. 2 (2). P.104–124.

Nealon J. T. Post-postmodernism; or, The Logic of Just-in-Time Capitalism. Stanford: Stanford University Press. 2012.

Rosen J. The people formerly known as the audience. 2006. Retrieved Oct 23, 2011. URL: http://archive.pressthink.org/2006/06/27/ppl_frmr.html (дата обращения: 20.06.2019).

Sunstein C. R. Republic.com 2.0. Princeton: Princeton University Press. 2009.

Volkmer I. The Global Public Sphere: Public. Communication in the Age of Reflective. Interdependence. Cambridge, UK: Polity, 2014. 225 p.


REFERENCES (In English)

Abercrombie N., Longhurst B. Audiences: A Sociological Theory of Performance and Imagina- tion. London, Sage, 1998.

Bodrunova S.S. Concepts of the public sphere and media theory: the search for common ground. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, 2011, no. 1, pp. 110–132. (In Russian)

Cooke L. A visual convergence of print, television, and the internet: Charting 40 years of design change in news presentation. New Media & Society — NEW MEDIA SOC. 7. 2005, pp. 22–46.

Fish A. Participatory Television: Convergence, Crowdsourcing, and Neoliberalism. Communica- tion, Culture and Critique, 2013, vol. 6, iss. 3, pp. 372–395.

Flow TV: television in the age of media convergence. Ed. by M.Kackman et al. New York, Routledge, 2011, 291 p.

Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society. Cambridge, MA, MIT Press, 1991.

Holmes S., Jermyn D. The audience is dead; Long live the audience! Interactivity, ‘telephilia’ and the contemporary television audience. Critical Studies in Television, 2006, vol. 1(1), pp. 49–57.

Jenkins H. Convergence culture. New York, New York University Press. 2006.

Kovalev P.A. Russian television audience: differentiation and typological groups: authoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Moscow, Moskovskii gumanitar. un-t, 2006, 22 p. (In Russian)

Livingstone S. The participation paradigm in audience research. Communication Review, 2013, no. 16, pp. 1–2, 21–30.

Longhurst B., Bagnall G., Savage M. Audiences, museums and the English middle class. Muse- um and society, 2004, no. 2 (2), pp. 104–124.

Maleina E. A. Cultural studies of the media space (integration of traditional media and the Inter- net). Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2015, no. 5, pp. 366–371. (In Russian)

Martyanov D. S. Political bot as a profession. Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS, 2016, vol. 12, no. 1, pp. 74–89. (In Russian)

Martyanov D. S., Bykov I. A. Ideological segregation and the digital divide in the Russian Internet community. Sotsiodinamika, 2018, no. 4, pp. 43–55. (In Russian)

Nealon J. T. Post-postmodernism; or, The Logic of Just-in-Time Capitalism. Stanford, Stanford University Press, 2012.

Novikov A. Second Screen Effect and Social Television. Biznes. Obshchestvo. Vlast’, 2012, no. 11, pp. 64–72. (In Russian)

Pariser E. Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. Rus. ed. Moscow: Al’pina Biznes Buks Publ., 2012, 304 p. (In Russian)

Poluekhtova I. A. The dynamics of the motivational structure of television consumption of Rus- sians. Mediaskop, 2018, vol. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2508 (accessed: 20.06.2019). (In Russian)

Rosen J. The people formerly known as the audience. 2006. Retrieved Oct 23, 2011. URL: http://archive.pressthink.org/2006/06/27/ppl_frmr.html (accessed: 20.06.2019).

Shchepilova G.G., Kruglova L.A. TV channels and social networks: the specifics of interaction. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika, 2018, no. 3, pp. 3–16. (In Russian)

Starchenkov A.P. Television as a tool for shaping the worldview of modern youth in Germany. Kul’tura i tsivilizatsiia, 2016, no. 1, pp. 169–183. (In Russian)

Sunstein C. R. Republic.com 2.0. Princeton, Princeton University Press. 2009.

The structure and discourse of virtual elite 2.0 in Russia. Monograficheskoe issledovanie. Ed. by D.S.Martyanov. St. Petersburg, ElekSis Publ., 2017, 124 p. (In Russian)

Toffler E. Third wave. Moscow, AST Publ., 1999, 784 p. (In Russian)

Vartanova E.L.Digital television and the transformation of media systems. On the need for multidisciplinary approaches to the study of modern TV. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika, 2011, vol. 4, pp. 6–26. (In Russian)

Vartanova E. L. Digital Television: Toward a Post-Network and Interactive Model. Ot tsentral’no- go k tsifrovomu: Televidenie v Rossii. Eds V. V. Strukov, V. V. Zverev. Voronezh: Voronezhskii gos. ped. un-t, 2014, pp. 1–26. (In Russian)

Volkmer I. The Global Public Sphere: Public. Communication in the Age of Reflective. Interde- pendence. Cambridge, UK, Polity, 2014, 225 p.

Zinovev A.O. Discourse and the state. Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS, 2008, no. 4 (1), pp. 261–273.

Загрузки

Опубликован

21.06.2020

Как цитировать

Мартьянов, Д., & Подлесская, Н. (2020). КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТА В РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 16(1), 58–77. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.104

Выпуск

Раздел

Политические институты и процессы