Медиатизация коммуникаций как фактор трансформации ценностных ориентаций российской молодежи: тенденции и риски (часть 1)

Авторы

  • Андрей Алейников Санкт-Петербургский государственный университет
  • Дарья Мальцева Санкт-Петербургский государственный университет
  • Полина Тузова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.304

Аннотация

Целью представленного исследования стало выявление базовых ценностных характеристик и потенциально конфликтогенных противоречий в результате влияния стремительного распространения новых медиа на аудиторию современной российской молодежи. В первой части статьи  проблематизируется  поиск теоретических оснований изучения виртуальной проекции политики, методологического бэкграунда  исследований специфики  феномена  медиатизации политики. Рассматривая медиатизационные эффекты в рискологической проекции, особое внимание авторы уделяют  ценностным установкам восприятия информации об угрозах, мировоззренческим доминантам  особенностей политических реакций различных социальных слоев. Данное исследование стремится внести вклад в российский академический дискурс о  специфике медиаактивизма молодежи, моделей и практик ее медиапотребления, новых форм и параметров коммуникации, «цифровых аборигенов». Делается вывод о том, что в условиях медиаконфликтов  происходит десакрализация системы «традиционных» ценностей, борьба  реальных политических интересов и параллельных/альтернативных политических повесток дня, которая влияет на  ценностных политическую активность молодежи и процессы  ее самоидентификации. В ходе проведенного анализа было получено принципиально новое, основанное на целостном видении культурно-исторической реальности формирования «цифрового общества» в России знание об аксиологических чертах современного российского социального порядка, включающего сложноструктурированную совокупность моральных ценностей молодежи, рассмотрены доминирующие дискурсы системы ценностей и способов альтернативного видения политической ситуации и образов угроз и конфликтов. В работе рассматривается «конфликт отбора социальных проблем» в медиакоммуникационном  молодежном пространстве пространстве, алгоритмы и механизмы  столкновения убеждений на цифровых платформах, анализируются  медиаконфликты по поводу политического прошлого и настоящего. В этой связи в статье разработана модель измерения и предупреждения рисков политико-аксиологических трансформаций в среде российской молодежи на основе выработки комплементарных методов их оценки для построения и реализации эффективных государственных стратегий в аспекте их изменения и улучшения.

Ключевые слова:

ценности, молодежь, новые медиа, социальные сети, риски

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Бодрунова С.С. Медиаполитическое взаимодействие или политическая коммуникация? К вопросу о развитии медиаполитологии в России // Электронный научный журнал Медиаскоп. 2014. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/1653 (дата обращения 19.04.2022).

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры» : Ин-т эксперимент. социологии, 2002. 159 с.

Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу. М.: Проспект, 2021. 416 с.

Гавра Д. П., Быкова Е. В. Медиатизированная мобилизация протеста в социальных сетях: алгоритмы построения речевых стратегий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 2.С. 3-25. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.2.2021.324

Гуреева А.Н., Кузнецова В.С.Концептуализация феномена медиатизации политики: основные теоретические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 191–205. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).191-205

Гуторов В. А. СМИ как актор политического процесса: эволюция западных концептуальных подходов во второй половине ХХ в. (часть 2) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2013. № 4 (121). С. 117-148.

Дзялошинский И.М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникаций. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. 551 с.

Жижек С. Чума фантазий. Харьков: Гуманитарный центр, 2012. 388 с.

Ибарра П., Адорьян М. Социальный конструкционизм: социальные проблемы как выдвижение требований (часть 2) // Социология: методология, методы, математическое моделирование.2019. № 49. С.161-181.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

Кастельс М. Власть коммуникации. доп. –Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 590 с.

Кин Дж. Демократия и декаденс медиа. М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2015. 312 с.

Козер Л. Функции социального конфликта.М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 208 с.

Лабуш Н.С.Медиатизация политики: содержание и основания// Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Т. 1.СПб: СПбГУ, 2019.C.70-71

Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изда-тельский дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.

Лисенкова А. А. Трансформация социокультурной идентичности в цифровом пространстве. Пермь: ПГИК, 2021. 286 с.

Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. Москва: Гиперборея: Кучково поле, 2007. 462 c.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека, печатающего. М.: Академический проект, 2018. 413 с.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: 2006. 873 с.

Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.:Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020. 224 с.

Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г. Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный Ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 65–77.

Сморгунов Л.В. Цифровизация и сетевая эффективность государственной управляемости // Политическая наука. 2021. № 3. С. 13–36. https://doi.org/10.31249/poln/2021.03.01

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.375 с.

Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань: Изд-во Казанского. ун-та, 2007. 276 с.

Цифровой 2022: еще один год стремительного роста. URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2022/01/digital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/ (дата обращения: 19.04.2022)

Черных А. Мир современных медиа. М.: Издательский дом «Территория будущего»,2007, 312 с.

Черных А. И. Медиа и демократия. М., СПб.: Университет. кн., 2011. 272 с.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 2005. 540 с., c.112.

Agha A. Meet Mediatization. Editorial// Language & Communication. 2011. Vol. 31. No. 3.P.163−170. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2011.03.006

Aleinikov A. V., Miletskiy V. P., Pimenov N. P., Strebkov A. I. The “Fake-News” Phenomenon and Transformation of Information Strategies in the Digital Society//Scientific and Technical Information Processing. 2019. Vol. 46 No. 2 P. 117–122. https://doi.org/10.3103/S0147688219020126

Aleinikov A. V., Kurochkin A. V., Maltseva D. A. Information Management Under the Conditions of Global Pandemic// Scientific and Technical Information Processing. 2021. Vol. 48. No.1. P. 38–44. https://doi.org/10.3103/S0147688221010068

Barbuceanu C.D. Teaching the Digital Natives // Revista de Stiinț e Politice. 2020. No. 65. P. 136 – 145.

Couldry N. The Mediated Construction of Reality. Cambridge : Polity Press, 2018. 290 p.

Deacon D., Stanyer J. Mediatization: Key concept or conceptual bandwagon// Media, Culture & Society. Vol. 36. No. 7. 2014. P. 1032-1044. https://doi.org/10.1177/0163443714542218

Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and destructive processes, New Haven and London, 1973. 420 p.

Fredén A., Rheault L. Indridason I. Betting on the underdog: The influence of social networks on vote choice// Political Science Research and Methods.2022. Vol.10. No. 1. P. 198-205. https://doi.org/10.1017/psrm.2020.21

Gavra D. P., Dekalov V. V. Networked Society and its New Power Actors: Critical Analysis of Hardware, Software, and Communicative Level of Digital Space // Communication Strategies in Digital Society Workshop. COMSDS. 2019. P.70-75. https://doi.org/10.1109/COMSDS.2019.8709647

Hjarvard S. The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge, 2013. 192 p.

Kepplinger H.M. The Mediatization of Politics: Theory and Data // Journal of Communication. 2002. VOL. 52. No 4.P. 972-986. https://doi.org/10.1093/joc/52.4.972

Marcinkowski F. Mediatisation of politics: reflections on the state of the concept // Javnost – The Public. 2014. Vol. 21.No. 2. P. 5-22. https://doi.org/10.1080/13183222.2014.11009142

Mediatization of communication / Ed. by K. Lundby. Berlin: De Gruyter Mouton, 2014. 738 p.

Mediated Politics. Communication in the Future of Democracy. Cambridge, 2001. 489 p.

Mitchell J.C. The concept and use of social networks//Social networks in urban situations. Manchester : Manchester university press, 1969, P. 1–32.

Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1.On the Horizon. 2001. Vol. 9. No 5. P 1-6. DOI:10.1108/10748120110424816

Schulz W. «Mediatization» of Politics: A Challenge for Democracy? // Political Communication. 1999. No. 16. P. 247-261.

Strömbäck J. Four Phases of Mediatization: An Analysis of the Mediatization of Politics // The International Journal of Press/Politics. 2008. Vol. 13.No 3. P. 236-241. https://doi.org/10.1177/1940161208319097

Strömbäck J., Esser F. The Mediatization of Politics. Understanding the Transformation of Western Democracies. New York : Palgrave Macmillan UK, 2014. 246 p.

Wellman B. Physical place and cyberplace: The Rise of Personalized Networking // International Journal of Urban and Regional Research. 2001. Vol. 25. No 2. P. 227-252. https://doi.org/10.1007/978-3-658-21742-6_133

Загрузки

Опубликован

05.12.2022

Как цитировать

Алейников, А., Мальцева, Д., & Тузова, П. (2022). Медиатизация коммуникаций как фактор трансформации ценностных ориентаций российской молодежи: тенденции и риски (часть 1). Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 18(3), 288–303. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.304

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы и технологии