МЕДИАТИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТЕНДЕНЦИИ И РИСКИ

(ЧАСТЬ 2)

Авторы

  • АНДРЕЙ АЛЕЙНИКОВ Санкт-Петербургский государственный университет
  • ДАРЬЯ МАЛЬЦЕВА Санкт-Петербургский государственный университет
  • ПОЛИНА ТУЗОВА Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.404

Аннотация

Статья продолжает эмпирический анализ влияния медиатизации на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи. В первой части статьи был проблематизирован поиск теоретических оснований изучения виртуальной проекции политики, концептуализирован в политико-аксиологической оптике портрет «цифровых аборигенов», или «поколения миллениалов 3С». В исследовании выявлены базовые ценностные характеристики и потенциально конфликтогенные противоречия в результате влияния стремительного распространения новых медиа на аудиторию современной российской молодежи. В ходе проведенного анализа было получено принципиально новое, основанное на целостном видении культурно-исторической реальности формирования «цифрового общества» в России, знание об аксиологических чертах современного российского социального порядка, включающего сложноструктурированную совокупность моральных ценностей молодежи. Исследование включало в себя две траектории эмпирического анализа: проведение фокус-групп на предмет выявления и научной интерпретации тенденций формирования содержательных предпочтений молодого поколения в дискурсе использования новых медиа, а также мониторинг социальных сетей с целью маркирования популярных коммуникационных площадок среди молодежи, оценке наиболее эффективных методов информационного воздействия, трансляции аксиологических дискурсов и артикуляции генерируемых в них рисков. Для достижения поставленных научных задач авторами исследования была осуществлена концептуализация теоретических конструкций специфики новых медиа в современных условиях, представлены популярные аксиологические тренды, выявленные в результате качественного контент-анализа блогов в социальных сетях. Полученные результаты соотнесены с иными фундаментальными исследованиями отечественных исследователей, изучающих проблематику ценностей молодежи в разнообразных академических плоскостях, на предмет поиска корреляций и оценки взаимодополняемости выводов для последующего приращения политологического знания. В результате проведенного анализа артикулируются не только тенденции трансформации ценностей современной российской молодежи, но и стратегические риски, детерминируемые медиатизацией коммуникаций изучаемой возрастной когорты. В этой связи в статье разработана модель измерения и предупреждения рисков политико-аксиологических трансформаций в среде российской молодежи на основе выработки комплементарных методов их оценки для построения и реализации эффективных государственных стратегий в аспекте их изменения и улучшения.

 

С первой частью статьи можно ознакомиться: Алейников А. В., Мальцева Д. А., Тузова П. Р. Медиатизация коммуникаций как фактор трансформации ценностных ориентаций российской молодежи: тенденции и риски (часть 1) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. Т. 18, No 3. С. 288–303. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.304

Ключевые слова:

ЦЕННОСТИ, МОЛОДЕЖЬ, НОВЫЕ МЕДИА, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, РИСКИ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

13.02.2023

Как цитировать

АЛЕЙНИКОВ, А., МАЛЬЦЕВА, Д., & ТУЗОВА, П. (2023). МЕДИАТИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТЕНДЕНЦИИ И РИСКИ : (ЧАСТЬ 2). Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 18(4), 406–424. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.404

Выпуск

Раздел

Политические институты, процессы и технологии