ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ПОЛИТИЗИРОВАННЫХ СООБЩЕСТВ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ TELEGRAM-КАНАЛАХ
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.205Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей политической коммуникации в русскоязычных политических сообществах мессенджера Telegram. Проанализированы популярные русскоязычные политические телеграм-каналы со сформировавшейся устойчивой аудиторией. При проведении исследования был использован метод case study. Автор убедительно доказывает, что в сетевой онлайн-коммуникации сохраняется традиционная «пятиступенчатая» структура элементов политической коммуникации, разработанная еще Г. Лассуэлом в 1940-х годах. Автор статьи стоит на позиции, что политическая онлайн-коммуникация, получив некоторые новые и усилив традиционные характеристики политической коммуникации офлайн, не может считаться чем-то радикально отличным и принципиально новым. Предложена авторская типология политизированных телеграм-каналов с точки зрения доминирующей экспертной или манипулятивной функции, модели позиционирования авторства канала, а также с учетом таких критериев, как стиль сообщения, наличие/отсутствие обратной связи, формат коммуникации аудитории с автором постов. Показано, что модель коммуникации по схеме one to many имеет ограниченное применение в этом мессенджере. Выделены стратегии построения информационной части сообщений телеграм-каналов. Введены дополнительные показатели для оценки цифрового креолизованного политического контента. Показаны последствия смены парадигмы принятой в классической модели политического информирования аудитории и усиление таких характеристик, как манипулятивность текста, эмотивность, экспрессивность, иллогичность/несвязность, идеологичность, синкретичность, эмоциональный пафос, эксцентричность, риторическая незамысловатость, оперативность, геймификация сведений, интерактивность, моментальность критики, непосредственность комментариев. Приведены примеры использования в популярных политизированных интернет-каналах таких приемов, как цифровая демагогия, снижение стиля речи, театрализация (шоу-политика), сценарные перформансы, манипулятивный креатив, использование образов фальшивых персонажей, кликбейтинга.
Ключевые слова:
политизированные онлайн-сообщества, политическая коммуникация, онлайн-коммуникация, политические манипуляции, мессенджер, телеграм-каналы
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.