ВИДЕОБЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ

Авторы

  • Александр Курочкин Институт научной информации по общественным наукам РАН,  Санкт-Петербургский государственный университет
  • Светлана Морозова Институт научной информации по общественным наукам РАН,  Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-7069-7208
  • Диана Будко Институт научной информации по общественным наукам РАН,  Санкт-Петербургский государственный университет
  • Галина Лукьянова Институт научной информации по общественным наукам РАН,  Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-1260-2124

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu23.2024.310

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу видеоблогов как инструментов деструктивного информационного влияния в условиях когнитивной войны. Авторы предают особое значение методологическим основаниям исследования когнитивных войн, а также основным принципам и методам некинетических войн, направленных на осуществление контроля над общественным мнением и сознанием. Эмпирическая база исследования включала применение нескольких методов: анализ видеоблогов площадки YouTube как «глобального» сетевого пространства посредством использования языка R, тематического моделирования LDA и дискурс-анализа для интерпретации полученных результатов. Выборка исследования была выстроена на основании трех критериев: оппозиционность, политизированность и популярность каналов блогеров. В результате проведенной работы авторами были выявлены особенности формулировки заголовков видео антироссийских блогеров, наиболее популярные текстовые единицы, используемые в заголовках недружественных для России YouTube-каналов, а также их центральные темы корпуса слов и словосочетаний. Основным итогом исследования стало выявление средств когнитивной войны, используемых оппозиционными блогерами в своих публикациях на площадке YouTube. В заключение авторы формулируют рекомендации для превенции деструктивного информационного влияния данного инструмента когнитивной войны: повышение степени информированности граждан в отношении реальных политических событий, в особенности в рамках СВО; воспитание информационной грамотности населения, объясняющей гражданам специфику подачи информации, носящей вражеский, дестабилизирующий характер для современной России; cоздание и имплементация стратегии ментальной безопасности России, базирующейся на традиционных и духовно-нравственных ценностях страны. Результаты проведенного исследования и рекомендации, могут позволить в значительной степени снизить риск деструктивного информационного влияния на граждан России в условиях когнитивной войны.

Ключевые слова:

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА, ВИДЕОХОСТИНГИ, ВИДЕОБЛОГИ, YOUTUBE, ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ, КОГНИТИВНАЯ ВОЙНА, ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

01.12.2024

Как цитировать

Курочкин, А., Морозова, С., Будко, Д., & Лукьянова, Г. (2024). ВИДЕОБЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 20(3), 531–545. https://doi.org/10.21638/spbu23.2024.310

Выпуск

Раздел

Политика и информационные технологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>